Татьяна Сайфурахманова
Исследовательский проект для подготовительной логопедической группы «Как поживает белый медведь?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываются на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми кто
такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев
Исследовательский проект
подготовительной логопедической группы
Публикация «Исследовательский проект для подготовительной логопедической группы „Как поживает белый медведь?“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Животные севера. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Реализация проекта «Как поживает белый медведь?»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Метод проекта как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Представляем вашему вниманию исследовательский проект
"Как поживает белый медведь"
Актуальность возникла из интереса детей к жизни белого медведя, живущего на Севере.
Проблема: Недостаточные знания детей о том, какие же приспособления имеет белый медведь, позволяющие ему жить в суровых условиях?
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представления о приспособлении белого медведя к жизни в суровых условиях существования.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
2. Уметь устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания.
4. Формировать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.
5. Приобщать родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
И мы поставили себе вопрос «Как поживает белый медведь?». Свою проблему мы обозначили и для родителей в виде объявления «Дорогие папы и мамы.»
Мы заполнили «Модель трех вопросов» по теме своего проекта :
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
5. Работа по проекту велась по всем образовательным областям и прошла по всем видам детской деятельности:
Чтение произведений художественной литературы.
Дидактические игры.
Подвижные игры
Творческие задания (драматизация).
Беседы.
НОД.
Просмотр презентации.
Художественно-творческая деятельность.
Выставка поделок.
В таблице можно просмотреть эти направления: в них работа расписана по дням недели, где чередуются все формы работы.
Этап Формы работы Задачи Срок реализации Время в режиме Место проведения
I этап Подготовительный
Цикл бесед: “Путешествие в Арктику”,
“Почему белые медведи не живут в лесу”,
“Белые медведи - жители Арктики” Систематизировать представления детей о белых медведях, местах их обитания, об их питании. понедельник В утренние часы В групповой комнате
Чтение:
“Отчего у белого медведя нос черный” Юкагирская сказка пересказ; Б. Привалова, “Арктическое чудо” В. Есаулов,
“Северные мотивы” А. Рогожин,
“Атлас животного мира” В. Степанов, “Белый медведь” А. Васильева, В. Снегирев “Кто властелин?” Учить рассуждать и делать простые выводы.
Учить детей слушать описание природы и соотносить его с определенным временем года.
Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. понедельник В утренние и вечерние часы В групповой комнате
Подбор дидактического материал (иллюстрации, картины, фотографии) Объяснять детям как много интересного можно узнать внимательно рассматривая книжные иллюстрации. 1 день В свободной деятельности. В групповой комнате
Подготовить материал для изобразительной деятельности, ручного труда. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. 1 день В утренние часы В групповой комнате
II этап Исследовательский
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций в журналах. Способствовать развитию познавательных интересов и поисковой деятельности через знакомство с научной и художественной литературой. вторник В свободной деятельности. В групповой комнате
Составление рассказов о белом медведе. Развивать умение детей рассказывать. четверг В первой половине дня В групповой комнате
Рассматривание картин “Белые медведи”, “Северное сияние”, “На полюсе” Учить детей описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине Среда В свободной деятельности. В групповой комнате
Дидактические игры: “Один – много”, “Назови детеныша”, “Посчитай-ка”, “Путаница”, “Мы живем в Арктике”. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о животных Арктики. вторник В свободные часы В групповой комнате
Подвижные игры:
“Белые медведи”,
“Кто больше поймает рыбы”,
“Не задень льдину”. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. В течении недели Во время прогулки На улице
Отгадывание загадок о белом медведе, разучивание стихотворений. Развивать психические процессы посредством отгадывания загадок и заучивания стихов.
Через художественные произведения расширять представления детей о белых медведях, условиях их жизни. Среда В свободной деятельности В групповой комнате
Исследовательская деятельность,
показ презентаций «Белый медведь», Воспитывать самостоятельность в представлении презентаций, развивать поисковую, исследовательскую деятельность, инициативу. Самостоятельно анализировать полученные результаты. четверг В первой половине дня В групповой комнате.
Слушание аудиозаписи “Лесной олень”, “Колыбельная медведицы”. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Вторник, Четверг В свободные часы В групповой комнате
Домашнее задание родителям: совместно с детьми составить рассказ о белом медведе и нарисовать иллюстрацию.
Изготовить книжку-малышку «Животные Севера» Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка. Неделя Дома Дома
Аппликация “Царство белых медведей” Развивать интерес к аппликации. Поощрять проявления активности и творчества. среда Впервой половине дня В групповой комнате
Совместное изготовление макета “В царстве снега и льда” Учить детей создавать коллективные произведения. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики. В течении недели В свободной деятельности В групповой комнате
III этап Обобщающий
Развлечение “В гости к белому медведю” Воспитывать желание участвовать в развлечениях. пятница В первой половине дня В муз зале
IV этап Презентационный
Презентация проекта. Рассказ ребенка по слайдам. четверг В первой половине дня
Организация РППС в группе по теме проекта тоже претерпела свои изменения:
Наполнился тематический уголок по теме.
Появилась карта маршрута по реализации проекта;
Оформление выставки рисунков
«Колыбельная Белого медведя»;
Изготовление макета «На далёком Севере»;
Изготовление методического пособия
«В мире животных»;
Изготовление книжек-малышек
«Эти забавные животные»;
Создание панорамы «Медведи на льдине»;
В изоуголке добавились шаблоны,
раскраски, картотека поэтапного рисования животных
Сбор информации по теме, пополнилась видеотека,
и библиотека уголка «Читайка»;
В легоуголке появились схемы конструирования
по теме животные;
Изготовление и оформление выставок животных различными способами: оригами, аппликация, с помощью ваты, ниток, манки;
В уголке «Любознайка» -«Игры Белого медведя».
В речевом уголке дидактические игры.
Родители активно откликнулись на приглашение детей и помогли нам в реализации данного проекта :
Помогли детям найти и оформить найденную информацию;
Помогли ребятам изготовить книжки- малышки;
Подготовить презентации по теме;
Подобрать книги-энциклопедии.
Предполагаемые продукты (результаты) проекта.
1. Викторина «Весёлое путешествие», где будет презентована книга «Как поживает белый медведь»
2. Выставка рисунков сотворчества «Белый медведь на льдине»;
3. Изготовление методического пособия «В мире животных»;
4. Выставка книжек – малышек «Эти забавные животные»
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы, в частности, к белому медведю.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Как поживает белый медведь».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-информационной деятельности. Практическим итогом нашего исследовательского проекта следует в первую очередь считать активизацию познавательного интереса у детей, получение ими новых знаний о животных нашего края.
Разнообразие форм деятельности, задействованных в процессе реализации данного проекта, позволяет говорить о его комплексном влиянии на развитие способностей детей (познавательных, художественных, конструкторских и т. д.) у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом, в данной работе на конкретном практическом примере мы показали, что метод проектной деятельности, используемый в условиях дошкольного образовательного учреждения, позволяет комплексно развивать индивидуальные способности детей.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. // М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№ 4.-с. 11–13
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. // Ребенок в детском саду. — 2010 № 2 — С. 7
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М. : изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.