людмила шакирова
Познавательно-исследовательский проект «Белый, опасный и нужный» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«БЕЛЫЙ, ОПАСНЫЙ и нужный»
Проект «Белый, опасный и нужный»
Продолжительность проекта : 1 неделя (с 12.12.2016 г. по 17.12.2016 г.)
Тип проекта : исследовательский
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Белый, опасный и нужный“ старшая группа» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : Может ли белый снег быть грязным?
Цель проекта : создать условия для формирования понимания ребёнком фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.
Задачи проекта :
для педагогов:
- систематизировать представление детей о снеге, его свойствах; образовании снежинок;
- на основании опытов установить, чем может быть загрязнен снег;
- подвести детей к выводу что снег, где бы он не находился, всегда грязный;
- помочь детям усвоить объём знаний, через организацию поисково-познавательной деятельности;
- создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- оказывать помощь в осуществлении проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : презентация альбома.
Название итогового мероприятия проекта : «Что мы знаем о снеге».
Продукты проекта : рисунки на тему: «Волшебные снежинки», «Деревья в снегу», альбом «Что мы знаем о снеге».
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
- сформированы устойчивые представления о снеге и его свойствах;
- сформированы знания о вреде снега для здоровья,
- умение устанавливать логические цепочки, делать выводы.
для педагогов:
- развитие у детей исследовательских умений;
- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
для родителей:
- активное участие в проектной деятельности.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «БЕЛЫЙ И ОПАСНЫЙ и НУЖНЫЙ»
Этапы проекта
Подготовительный Действия педагогов Действия детей Дей-я членов семьи
(поисковый) С помощью Принимают проб- Осознают и признают
сказочного лему,совместно с задачи проекта,вместе
персонажа воспитателем опре с д. выбирают методы
создают деляют цель и зада- исследования, помогают
проблемную чи проекта,выдви- в подборе материала
ситуацию и гают свои гипотезы и оборудования для
описывают ее. проведения исследова
Формулируют ний.
проблемные вопросы.
Определяют задачи.
Подбирают
необходимый
материал для
осуществления
проекта.
Деятельностный Совместно с д Принимают учас- Подбирают необхо-
(практический) выбирают методы тие в опытах,наблю- димую информацию и
исследования дениях,делают выво- доносят до детей,ока-
Организуют ды,фиксируют полу- зывают помощь в со-
совместную деят ченную информацию ставлении рассказов
создают условия составляют рассказы и сказок, оказывают по-
для осуществления сказки. зарисовывают мощь воспит. в подборе
экспериментирова опыты и эксперимент оборудования к опы-
ния. Проводят на- там
блюдения, беседы,
опыты,
контролирует раз-
витие проектной
деятельности.
Собирает материал
для оформл альбома,
даёт рекомендации
родителям о помощи
детям,организует игры,
готовят с д. продукт
проекта
.
Итоговый
(презентационный,
рефлексивный) Организуют презент. Самостоятельно Участвуют в пре-
Обсуждают результаты участвуют в презен- зентации,дают свои
проектной деятельност, тации альбома, оценки детским ра-
Оформляют конечный рассказывая о ре- ботам и их знаниям.
продукт проекта. зультатах своей
деятельности в
ходе проекта, де-
лают выводы.
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОЕКТУ
«БЕЛЫЙ, ОПАСНЫЙ и НУЖНЫЙ»
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная
Наблюдение за снегом на прогулке. Рассматривание снежинок.
Цель: через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Что можно сказать о размере снежинок?
Виды деятельности: игровая, коммуникативная
Дидактическое упражнение «Подбери признаки».
Цель - закрепить признаки зимы, учить подбирать прилагательные к слову снежинка.
Виды деятельности:
продуктивная,
коммуникативная. Рисование «Волшебная снежинка»,
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о снеге; образовании снежинок. Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные линии, формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок. Развивать творческое воображение, фантазию.
. Виды деятельности:
чтение /восприятие художественной литературы,
коммуникативная
Чтение стихотворения И. Суриков «Белый снег пушистый»
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, выражать свое отношение к содержанию.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная Дидактическое упражнение «Подбери родственные слова».
Цель: учить подбирать родственные слова к слову снег.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Наблюдение за состоянием снега. Установить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рассыпчатый, сухой).
Виды деятельности:
двигательная, игровая Подвижные игры: «Снайперы»
Цель: развивать глазомер при метании в горизонтальную цель.
. Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Наблюдение за следами на снегу: людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы на рыхлом снегу и утоптанном.
Виды деятельности:
двигательная, игровая Подвижные игры: «Снежная карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега.
Виды деятельности:
игровая,
коммуникативная. Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать игровые умения, игровое взаимодействие, формировать коммуникативные способности.
Виды деятельности:
чтение /восприятие художественной литературы,
коммуникативная Чтение рассказа Н. Калинина «Про снежный колобок»
Цель: учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Дидактическая игра «Снег – это
хорошо или плохо»
Цель: упражнять в умении оценивать явления зимней природы с противоположных позиций.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды. Можно ли рассмотреть снежинки, когда снег падает хлопьями? Почему?
Виды деятельности:
трудовая Труд: расчистка дорожки от снега;
очистка от снега места для игр на участке.
Пятница
16.12.2016. Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Наблюдение за цветом снега на участке. Обратить внимание детей на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке).
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Экспериментирование. Рассматривание снега через увеличительное стекло.
Цель. Выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить
образцы снега, взятые в разных местах на территории детского сада,
определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему.
Понедельник
18.01.2016. Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная
Экспериментирование.
1. «Сравнение растаявшего
снега и водопроводной воды»
Цель: Сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы, выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.
2. «Очищение воды через фильтр»
Цель: Дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить, какие произойдут изменения.
3. «Рассматривание фильтра после фильтрации снеговой воды»
Цель: Предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Беседа: «Кто такие микробы»
Цель: Дать детям простейшие представления о микроорганизмах, их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат); сформировать представление о том, что микроорганизмы бывают полезными и
вредными. Познакомить детей с простыми способами борьбы с микробами, научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Развивать мышление, память, творчество, мелкую моторику рук.
Виды деятельности:
игровая,
коммуникативная. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Больница»
Цель: активизировать полученные знания, развивать игровые умения, игровое взаимодействие, формировать коммуникативные способности.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная,
продуктивная. Оформление альбома «Что мы знаем о снеге»
Цель: закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания, формировать навыки коллективной работы.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная,
продуктивная. Рисование «Самый страшный
микроб», «Что загрязняет снег» (оформление альбома)
Цель: отражать в рисунке полученные знания, закреплять технические навыки и умения рисования
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная. Презентация альбома «Как мы изучали снег»
Цель: составлять короткий рассказ на основе полученных знаний, впечатлений по рисунку, иллюстрации или фотографии.
Дидактические игры и упражнения
Дидактическое упражнение «Подбери признаки».
Цель - закрепить признаки зимы, учить подбирать прилагательные
Ход игры: Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать, какая бывает зима (холодная, злая, веселая, снежная и так далее). Какой бывает снег (белый, пушистый, мягкий, мокрый, блестящий). За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, которая больше назовет признаков.
Дидактическое упражнение «Назови действия».
Цель - закрепить признаки зимы, правильно подбирать глаголы к слову снежинка.
Ход игры: Дети делятся на две группы. Им предлагается подобрать слова-действия к слову снежинка. За каждый правильный ответ дети получают очко. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий, например: падает, кружится, лежит, хрустит, сверкает, скрипит и так далее.
Дидактическое упражнение «Подбери родственные слова».
Цель: учить подбирать родственные слова к слову снег.
Ход игры: Детям предлагается подобрать родственные слова к слову снег. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто назовет как можно больше слов.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель: упражнять в умении оценивать явления зимней природы с противоположных позиций.
Ход игры: Предложить детям рассмотреть положительные и отрицательные стороны зимы, снега для людей, животных, растени
Серия опытов со снегом.
Опыт 1. Рассматривание снега через увеличительное стекло.
Цель. Выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить
образцы снега, взятые в разных местах на территории детского сада,
определить, в каком из образцов грязи больше, объяснить почему.
Материалы и оборудование. Тарелочки, лопаточки, лупы, ведерки с
образцами снега, карточка с алгоритмом выполнения опыта.
Последовательность выполнения опыта:
Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:
- разложить лопаткой образцы снега в тарелочки; равномерно распределить снег;
- взять лупу и поочередно рассмотреть образцы снега;
- зафиксировать результаты.
Ожидаемый результат:
- в снегу можно увидеть песчинки, мелкий мусор;
- снег более грязный - в образцах, взятых у входа в детский сад, более чистый -у деревьев.
Вывод. Снег более загрязнен в местах с большой проходимостью людей.
Опыт 2. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды.
Цель. Сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы, выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.
Материалы и оборудование. Тарелочки, емкости с водопроводной водой и талым снегом, лупы, карточка с алгоритмом выполнения опыта.
Последовательность выполнения опыта:
Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:
- из емкости с отметкой снежинка (талая вода) отлить немного воды в тарелочку с отметкой снежинка;
- из емкости с отметкой капелька (водопроводная вода) отлить немного воды в тарелочку с отметкой капелька;
- рассмотреть воду в тарелочках;
- рассмотреть воду в тарелочках с помощью лупы;
- зафиксировать результаты.
Ожидаемый результат: в тарелочке с талой водой присутствуют
мелкие частицы земли, мусора, вода желтоватого или сероватого цвета, мутная; вода из-под крана прозрачная и не имеет видимых примесей.
Вывод. Водопроводная вода чище, а талая — грязнее.
Опыт 3. Очищение воды через фильтр.
Цель. Дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить, какие произойдут изменения.
Материалы и оборудование. На каждого ребенка — воронка, прозрачный стаканчик, бумажный фильтр, стаканчик с талой снеговой водой, лупа, карточка с алгоритмом выполнения опыта.
Последовательность выполнения опыта:
Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:
- поместить воронку в стаканчик;
- взять фильтр и положить в воронку;
- взять стаканчик с талой водой и медленно вылить в воронку часть талой воды;
- когда вода просочится через фильтр, убрать воронку;
- рассмотреть профильтрованную воду;
- сравнить профильтрованную воду с оставшейся водой в стаканчике с помощью лупы;
- зафиксировать результаты.
Ожидаемый результат: в стаканчике с водой отсутствуют мелкие частицы и песок, однако вода не совсем прозрачная; в стаканчике с оставшейся водой присутствуют частицы и песок, вода мутная.
Вывод. Вода профильтрованная визуально чище, чем нефильтрованная, но не годится для употребления в пищу.
Опыт 4. Рассматривание внешнего вида фильтра после фильтрации снеговой воды.
Цель. Предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра, оставшихся после фильтрации талой воды.
Материалы и оборудование. На каждого ребенка тарелочка с использованным фильтром, лупа, карточка с алгоритмом выполнения опыта. Последовательность выполнения опыта:
Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:
- взять тарелочку с использованным фильтром;
- рассмотреть фильтр;
- рассмотреть фильтр через лупу;
- зафиксировать результаты.
Вывод: в стаканчике на фильтре имеются вкрапления земли, песчинки, мелкие частицы мусора, фильтр темный