Галина Дмитриева
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Как сохранить воду чистой»
▼ Скачать
с детьми подготовительной логопедической группы
на тему:
«Как сохранить воду чистой».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-Дать представления об источниках загрязнения воды, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
-Познакомить с элементарными способами очистки воды, через проведение опыта.
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы „Как сохранить воду чистой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Чистая вода. Экология воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
-Активизировать в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка.
Развивающие задачи:
-Развивать логическое мышление в процессе решения проблемной ситуации. -Развивать аналитические способности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
-Развивать связную речь детей.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу: развивать экологическую культуру.
-Формировать потребность в соблюдении правил поведения в природе.
-Способствовать формированию познавательных интересов детей.
Предварительная работа:
Рассматривание схемы «Откуда в городе вода», чтение экологической сказка Н. А. Рыжова «Жила была река», Т. А. Шорыгина «История одного пруда».
Материал к занятию :
Банка с грязной водой (активированный уголь, пустые ёмкости для воды, воронки, марля, вата, фартуки, схема очистки воды, письмо к детям и посылка, зарисовки правил поведения у воды, запись музыки (Г. Григ «Ручеёк»). Шум моря в записи.
Методы и приё мы:
Рассматривание схемы, беседа, игровая мотивация, решение проблемной ситуации, фронтальный опыт «Как очистить воду», игра – моделирование «Течёт река» с музыкальным сопровождением, чтение рассказов Ю. Аракчеев «Вода и жизнь», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели, анализ рассказа, словесное описание детьми правил поведения на природе с опорой на наглядность, домашнее задание, анализ.
Ход занятия:
Предлагаю детям рассмотреть глобус:
В: Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)
- Зеленый? (леса, равнины)
- Белый? (снега и ледники)
- Голубой и синий? (моря и озера)
Большая часть на глобусе помечена синим цветом. (Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.)
Предлагаю послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка). Прослушивание рассказа «Вода и жизнь» (см. приложение).
Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам.)
Каждому живому организму нужна вода.
В: А как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?
- Нет, не смогли. Вода всех моет, без воды не сварить обед, не выстирать бельё, не навести порядок в доме, вода является дорогой, по ней передвигается водяной транспорт.
В: Молодцы, ребята, всё вы сказали правильно, без воды нам не прожить. Мы каждый день пользуемся водой. Откуда вода поступает к нам в дом?
- Из крана.
В: Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода?
-Из труб, реки.
В: В городах, где живёт много людей, сделаны водопроводы. Кто знает, что такое водопровод?
- Трубы, по которым течёт вода.
Воспитатель уточняет ответы детей. Водопровод – сложные сооружения, помогающие доставлять воду в дома. Давайте вспомним схему «Откуда в городе вода» (еще раз рассматриваем схему)
Вы видели, ребята, какая вода в реке, озере?
- Мутная, грязная, тёмная, с микробами, её пить нельзя и человек может заболеть.
В: А какая вода течёт из крана?
- Чистая, прозрачная.
В: Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, что для этого делают? Что же за превращение происходит с водой?
- Её очищают разными фильтрами, веществами.
В: Конечно, её очищают разными способами. Сначала в неё добавляют специальные вещества, чтобы грязь опустилась на дно больших ёмкостей. Но это ещё не всё.
Куда дальше поступает вода?
- В фильтр.
Воспитатель показывает на схеме указкой. Правильно, а что потом происходит с водой?
- В неё добавляют вещества, которые убивают микробы и бактерии.
В: А затем, мощным насосом качают в дома, и она по трубам поднимается на все этажи.
Ребята, нам в группу пришла с утра посылка и письмо от Русалки и Водяного. Они сообщают нам, что с озером, в котором они живут, случилась беда. Люди загрязнили озеро, и оно погибает: растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели. Русалка и Водяной просят о помощи.
В:Только мы, ребята, можем им помочь. В посылке есть ещё банка с водой из озера (достаёт из коробки банку с грязной водой). Вода в ней взята из озера, посмотрите, какая она грязная. Но эта банка волшебная. Если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым. Мы сейчас очистим воду из волшебной банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному.
С помощью чего мы можем очистить воду?
- С помощью фильтров. (Некоторые дети затрудняются ответить).
В: Помогут нам в очистке воды самые простые фильтры. Пройдите и посмотрите, что на столах? (Вата, воронки, марля,, салфетки).
Вот они и будут фильтрами. (Воспитатель разливает грязную воду из банки по стаканам).
В: Ребята, что мне надо сделать прежде всего?
- Надо положить в воронку сначала марлю.
В: Да, правильно, я так и сделаю, положу марлю в воронку. А потом?
- Потом вату и салфетку
В: Что будем делать потом?
Конечно, надо лить воду. И вы попробуйте. Дети пробуют очистить воду за столом.
Что вы увидели?
- Грязь осталась на марле, вате, салфетках, а вода стала чистой.
В: Да, вода очистилась, а можно ли пить такую воду? Для чего можно её использовать.
- Для мытья рук и посуды, стирки белья.
В: А какую воду можно пить?
- Кипячённую из чайника.
В: Молодцы, ребята, всё правильно сделали, всю чистую воду сольём в банку, вечером зарисуем, как вы чистили воду, и отправим рисунки и банку с чистой водой Русалочке и Водяному. Я очень рада, что вы догадались, как помочь озеру. Теперь Водяной и Русалочка могут видеть в воде, рыбки станут здоровыми, прилетят птицы.
А сейчас давайте поиграем в игру «Течёт речка». Чтобы получилась наша речка, вы станете маленькими ручейками. Ручейки бегут друг к другу, становятся большими ручейками, а затем они вливаются в реку (Дети выходят, соединяются парами, затем все берутся за руки и ходят между предметами, под музыку). Садятся на места.
В: Ребята, какая весёлая, чистая речка у вас получилась!
А кто загрязняет воду в реках, озерах?
-Люди кидают мусор, заводы, фабрики сливают грязь.
В: Дети послушайте рассказ «Как люди речку обидели» (Рыжовой Н. А., (см. приложение).
После чтения задаю вопросы.
1. Какой была речка до прихода Костиной семьи?
2. Почему она посерела и погрустнела после ухода семьи?
3. Почему нельзя так поступать?
4. А как можно и нужно?
Ребята, я думаю, что эта семья не специально обидели речку, просто Костя, мама и папа не знали правил поведения на природе.
А вы знаете? Вот давайте и вспомним, как правильно себя вести, чтобы не навредить речке и сохранить воду чистой.
У меня есть рисунки – правила (см. приложение). Посмотрите на них и скажите, какой рисунок обозначает какое правило. Кто догадался? (Нельзя бросать мусор в воду). Покажи рисунок про это правило. Значит, первое правило:
- Не загрязняйте воду ручьёв, речек, озер, прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
Кто назовё т второе правило:
-Нельзя кидать бутылки, бумагу на берег реки, озера.
В: Покажи рисунок, который обозначает это правило. Очень хорошо, вот и следующее правило:
-Не кидайте мусор на берега реки, озёр, прудов.
В: А этот рисунок что означает, какое правило?
-Надо закрывать воду в кране, чтобы она не лилась зря.
Правильно, вот и третье правило:
-Не оставляйте открытыми водопроводные краны. Не расходуйте воду зря, помните, что запасы воды на земле ограничены.
Ещё правило:
-Не мыть машины на берегу водоёмов.
- На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
В: Молодцы, ребята, вот теперь все кто пойдёт на речку, будет знать, как себя вести и речка останется чистой и прозрачной.
Ребята, чем больше всего вам понравилось сегодня заниматься?
-А сейчас домашние задание, расскажите дома о правилах поведения на природе своим родным и знакомым.
Рассказ «ВОДА И ЖИЗНЬ»
Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.
Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.
И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.
И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.
На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.
Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.
(По Ю. Аракчееву.)
Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости. (Н. А. Рыжова)
Воспитатель: Дмитриева Г. Н.
МБДОУ д/с № 6 «Антошка»
г. Павлово
2017г.