Надежда Трушина
Краткосрочный проект «Как на масляной недели» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в старшей группе (5-6 лет).
Тема: «Как на масляной недели…»
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Как на масляной недели“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
А так же, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Формирование маленького гражданина посредствам приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям. (Празднование «Масленицы»)
Задачи:
расширить представления детей о русском народном празднике
Масленица его обычаях и традициях;
обогатить духовный мир детей, через ознакомление различными
формами русского народного фольклора;
привлечь родителей к совместному участию проектной деятельности;
развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности;
развивать духовно-нравственные и патриотические качества: доброту, великодушие, чуткость внимание и понимание друг к другу;
Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников.
Новизна проекта- заключается в привлечении и не посредственном участие родителей совместно с детьми в данном проекте, что позволит сформировать у детей не обходимые представления, знания о народном празднике «Масленица».
Формы реализации проекта, через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД
беседы
дидактически игры
совместная деятельность
загадывание загадок.
Речевое развитие:
Чтение стихотворений и художественных произведений
Разучивание закличек, русских народных песен, игр
Обыгрывание сценки «Блины».
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы
просмотр мультимедийной презентации
просмотр мультфильмов
рассматривание репродукции картин.
Художественно – эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность
Прослушивание русской народной музыки
Создание творческих работ детей и родителей
Совместная деятельность (праздник) детей и их родителей.
Физическое развитие:
Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.
Методы:
Наглядные;
Словесные;
Игровые;
Практические.
Получат новые знания о народном празднике Масленице;
Проявят интерес к народным традициям, культуре, истории своего
народа.
Познакомятся с различными формами народного фольклора;
Научатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности.
Родители проявят интерес к образовательному процессу ДОУ, развитию творчества, знаний и умений у детей;
Этапы реализации проекта.
1 этап - Подготовительный:
Анкетирование родителей «Народные праздники дома», беседа – опрос детей, родителей по теме проекта.
определение цели и задач проекта;
ознакомление и привлечение совместному сотрудничеству родителей
к проектной деятельности (рекомендации по проекту);
Разработка содержания проекта, составление плана работы;
Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие, конспект, мультфильмы, презентация, репродукция картин);
Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
Подбор материалов, костюмов для продуктивной деятельности;
Заучивание закличек, песен, стихов;
Подготовка к празднику Масленице;
Разработка содержания плана основного этапа проектной работы.
2 этап - Основной:
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»
День недели Совместная деятельность с детьми Цель
Знакомство детей с народным праздником масленица
Первый день Масленицы
«ВСТРЕЧА»
1. Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица».
2. Беседа «Что за праздник Масленица?
- чтение стихотворения «Масленица»
- презентация «Масленица идет».
3. Рассказ о праздновании первого дня:
- прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; заучивание масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.
4. Продуктивная деятельность:
- Рисование «Масленица»
Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье. Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к народной культуре.
Второй день Масленицы «ЗАИГРЫШ»
1. Рассказ о праздновании второго дня.
2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги»
3. Продуктивная деятельность:
- совместное изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.
4. Подвижные, народные игры и забавы во время НОД по физической культуре: «Блины», «Лепешки», «Масленичные ворота», «Горелки», «Третий лишний», «Петушиный бой»
4. Просмотр м/ф «Смешарики. Масленица», «Ишь ты, Масленица!», «Крылатый, мохнатый, да масляный»
5. Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»
Третий день масленицы «ЛАКОМКА»
1. Рассказ о праздновании дня «Лакомка»
2. Беседа «Значение и символика блинов»
3. Беседа о семейной традиции выпекать домашние блины на Масленицу
4. Художественно – творческая деятельность:
- рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
6. Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины» и стихотворения: Д. Кузнецова «Блины», масленичных закличек.
7. Продуктивная деятельность : выпечка блинов
8. Игровая сценка «Блины»
9. Изготовление атрибутов к празднику.
Домашнее задание. Подготовка к выпуску сборника рецептов «Блинный пир, на весь мир» совместная деятельность детей и родителей. (выпечка блинов)
Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
Четвертый день масленицы «РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»
1. Рассказ о праздновании дня «Разгуляй»
2. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, все на праздник созывает».
3. Развлечение «Веселый карнавал» с играми, потехами, песнями, плясками».
катание с горки на ледянках, ватрушках, постройка крепости, «Петушиный бой», «Перетягивание каната»
6. Изготовление атрибутов к празднику.
Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.
Пятый день «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»
1. Рассказ о проводах масленицы и прощеном воскресении.
2. Итоговое мероприятие «Широкая масленица» Массовое гуляние «Проводы Масленицы» на участке детского сада с игры с пением, забавами, сжигание Чучело.
- Чаепитие с блинами
Создать радостную атмосферу праздника.
Пробудить интерес и приобщить детей совместно с родителями к народным традициям.
3 этап - Заключительный:
Оформление выставки продуктивной деятельности :
поделки кукол «Оберег»,
рисунки «Тарелочка для блинчиков», «Госпожа Масленица»
Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;
Итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Как на масляной недели…»
Чаепитие «За самоваром не скучаем – блины, оладьи уплетаем!»
Ожидаемые результаты:
Дети имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах;
Умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов);
Знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица;
С интересом участвует в народных играх;
Проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего
народа;
Познакомились с различными формами народного фольклора;
Научились активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности;
Родители активно включились в образовательный процессу ДОУ;
Создана методическая копилка по теме проекта.
Приложение 1
1 день «Встреча»
«Что за праздник масленица»
Цель: знакомство детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Задачи:
.— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать внимание, любознательность.
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворений, прослушивание русских обрядовых песен и рассматривания слайдов на тему Масленица.
- Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Ход занятия
1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».
2. Чтение стихотворения «Масленица»
3. Презентация «Масленица идет»
Физкультминутка (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)
Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
Стихотворения, поговорки, заклички, частушки по теме «Масленица»
Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.
Приложение 2
2 день вторник «Заигрыш»
Беседа «О праздновании второго дня масленицы»
Совместная деятельность «Изготовление куклы – масленички из салфеток»
Цель: знакомство с техникой изготовления кукол из салфеток.
Задачи:
1. Изучить новые приемы работы.
2. Приобрести новые умения и навыки при работе с бумагой.
3. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
4. Просмотр презентации «Обрядовые куклы – обереги»
Изготовление аналога обрядовых кукол – оберега.
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
3. Практическая работа:
Народные игры, игры- забавы, хороводные игры.
Хороводная игра ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!
Русская народная игра «Звонарь»
Русская народная игра «Ручеёк»
Подвижные игры :
Снежный тир,«Петушиный бой»
Эстафета “Блины”,«Воздушный блинчик», «Перенеси блины»
Дидактическая игра ;«Какие бывают блины?», «Попади снежком в ледяную крепость»
Просмотр м/ф «Ишь ты, Масленица», «Крылатый, мохнатый, да масляный»
Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»
3 день
Беседа о праздновании третьего дня масленицы, семейные традиции выпекать блины на масленицу.
Игра: «Блины и лепешки», игра–кричалка «Блины – Лепешки», «Испеки блины»
Загадки!
Хороводная игра «Блинок»
Продуктивная деятельность : выпечка блинов
Игровая сценка - экспромт «Блины»
Для проведения этой веселой игровой сценки поставить 4 стула и рассадить в таком порядке: ДЕД с БАБКОЙ посредине, БЛИН около БАБКИ, СОСЕДКА около ДЕДА. Участникам объяснить правила: каждый раз, как будут слышать имя своего персонажа – делают соответствующие движения.
Действующие лица и движения персонажей:
БЛИН - оббегает вокруг стульев, как бы танцуя лезгинку,
СОСЕДКА – грозит пальцем деду
БАБКА – «я тута»
ДЕД – ставит руки «в бок», хмурится
Домашнее задание. Подготовка к выпуску сборника рецептов «Блинный пир, на весь мир» совместная деятельность детей и родителей. (выпечка блинов).
4 день
Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.
Игра: "Петушиный бой", «Гори, гори ясно», «Карусель»,«Шумовой оркестр»
Рассматривание игрушек народных мастеров. Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Пятница -5 день
Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы
Суббота - "Посиделки".
В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.
А для ребятишек продолжались масленичные забавы : катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.
Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари,а сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!
Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»
Как у наших у ворот собирается народ.
Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.
Пришла пора её провожать. Проводим?
Дети собираются на праздник.