Инна Нигматулина
Как гулять с пользой или экспериментирование с детьми раннего возраста на прогулке
▼ Скачать +Заказ
Аннотация
В статье освещается одна из образовательных функций прогулки в ДОО – возможность организации познавательно - исследовательской деятельности на примере предметов и явлений окружающего мира.
Ключевые слова: ФГОС, наблюдение, эксперимент, познавательная активность, исследовательская деятельность.
Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка. Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в ДОО становится одним из основных видов деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Публикация «Как гулять с пользой или экспериментирование с детьми раннего возраста на прогулке» размещена в разделах
Всех без исключения детей природа наградила врожденным стремлением к познанию окружающего их мира. Взрослый при этом берет на себя роль партнера: всячески поддерживает малышей, старается сохранять первые, яркие детские впечатления, помогает воспитанникам разглядеть всю красоту и многообразие окружающего мира. Время, отведенное на прогулку – одно из благоприятнейших для достижения этих целей. Ведущее значение при этом имеет мотивирующее начало занятий.
Очень важно зародить у малышей желание к получению новых знаний. Рекомендовано начинать исследование с объявления какой-то проблемной ситуации. При этом целесообразно использование наглядного материала, организация подвижных и дидактических игр, бесед, созданию сюрпризных моментов и ситуаций, требующих поиска ответа на тот или иной вопрос.
Наблюдениям на прогулке за явлениями природного или социального характера отводится одно из первостепенных значений. Эта форма работы может быть как групповой (подгрупповой, так и индивидуальной. Одних педагог привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Чтобы поддержать познавательную активность малышей, воспитатель на личном примере должен вызвать у них интерес, сопереживание, сопричастность к тем или иным явлениям окружающего мира. В условиях ФГОС ДО приветствуется способность педагога создать оптимальные условия для раскрытия и совершенствования способностей каждого из воспитанников постичь свойства объектов окружающей действительности. Исследовательские качества проявляются у детей, достигших 1–2 лет. Свою исследовательскую деятельность малыши сопровождают элементарными действиями: стучат по поверхности, превращают в комок листок бумаги, дуют на предмет. Опытные манипуляции становятся сложнее, благодаря совершенствованию мелкой мускулатуры и достижения скоординированности действий.
Организация опытно – экспериментальной деятельности с природными материалами на прогулке облегчают воспитанникам познание окружающего мира. Планируя познавательную деятельность на прогулке, особое внимание следует обращать на сезонность.
Подводя итоги, следует отметить, что грамотно организованная и тщательно спланированная прогулка в ДОО успешно решает задачи познавательного развития дошкольников. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс таких форм работы, как наблюдения, экспериментирование, практические действия по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада и за ее пределы — предоставляют детям возможность расширить знания о природе, выработать у них умения сравнивать, анализировать, обобщать. Именно на прогулке предоставляется уникальная возможность обогатить малышей свежими знаниями, продемонстрировать опыты, материал для которых предоставлен самой природой, развить их внимание, мышление, память и воображение.
Список литературы
1. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. ; 2010 г.
2. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.