Татаринова Ольга Николаевна
Конспект НОД «Как дикие животные готовятся к зиме»
Форма: беседа.
Цель: Закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме)
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе; обобщить, систематизировать знания о лесных животных, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период.
Развивающие: развивать умение внимательно слушать воспитателя, окружающих детей, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, использовать в беседе накопленные знания.
Публикация «Конспект НОД „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные: прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Словарная работа:кладовочка, дупло, косолапый, неуклюжий, зубастый, длинноухий, берлога, логово, линька, егерь, лесник.
Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, рассматривание альбома «Осень», «Дикие животные», беседы по картинам.
Демонстрационный материал: шкатулка с листочками, картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж, лось).
Тип деятельности: познавательное, художественно – эстетическое, физическое, речевое, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: наглядные (рассматривание картинок, презентация); словесные (беседы, загадывание загадок, чтение стихов о природе); практические (дидактические игры).
Ход НОД:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Как вы думаете, какое сейчас время года? Как вы поняли, что это зима? Какие признаки характерны для зимы?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.
Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?
Воспитатель: Один мальчик-пальчик уже сходил в лес на прогулку и увидел много животных, сейчас он нам расскажет.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик- пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)
Воспитатель: Кого же видел в лесу мальчик – пальчик?
Воспитатель: А хотите познакомиться с ними и узнать, как они готовятся к зиме? Ребята, посмотрите, что это?
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Воспитатель: Тогда садитесь по - удобнее – спинки выпрямили, ножки вместе.
II. Основная часть
Воспитатель: В шкатулке листочки, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на доске.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дубле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? Кто это?
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.
Воспитатель: Ребята, белочка приготовила для вас игру. Хотите поиграть?
Дидактическая игра «Назови семью»
Медвежья семья
Заячья семья
Волчья семья
Лисья семья
Воспитатель: Вот еще одна загадка?
Вперевалку зверь идет,
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Воспитатель: Да, действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?
Дети: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
И садись на пенек!
Воспитатель: Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой (Заяц)
Воспитатель: А как же он готовится к зиме?
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Воспитатель: Как готовятся волк и лиса к зиме? Чем питаются зимой?
Ребята, а лиса и волк тоже спят зимой? А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дидактическое упражнение «Подбери определения»
Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой) – колючий, маленький, …
Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…
Воспитатель: В корзинке есть еще загадка.
Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это? (Лось)
Воспитатель: Чем питается лось?
Ребята, а вы думаете, человек может помочь диким животным пережить зиму? Как называется профессия человека, который заботится о лесных животных? Как он может это сделать?
III. Заключительная часть
Молодцы, вы отлично справились с заданиями. О ком мы сегодня разговаривали на занятии?
Почему этих животных называют дикими?
Про каких зверей мы с вами сегодня разговаривали?
Кто ложится спать зимой? (Медведь)
Кто делает запасы на зиму? (Белочка)
Кто меняет цвет шубки зимой? (Белочка и зайчик)
Зачем белочка и заяц меняют цвет своей шерсти? (Чтобы быть менее заметными в лесу)
Как готовятся к зиме волк и лиса, что с их шубкой становится?
(У лисы и волка шубка становится более густой и теплой)
Как называется профессия человека, который подкармливает диких животных?