Евгения Серикова
Конспект НОД в старшей группе «Как автомобиль появился в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Как автомобиль появился в нашей жизни»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при составлении описательного рассказа с помощью алгоритма;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как автомобиль появился в нашей жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- формировать способ действий в ситуации затруднения.
Развивающие задачи:
- закрепить представление детей о разнообразии транспортных средств;
- активизировать словарь по теме «Наземный транспорт»;
- закреплять умение правильно называть транспортные средства, их назначение и функцию;
- расширять знания детей об истории изобретения первого автомобиля как транспортного средства, облегчающего деятельность человека;
- развивать любознательность, находчивость, смекалку;
- поддерживать интерес к речевой деятельности, используя ИКТ.
Воспитательные задачи:
- побуждать детей интересоваться окружающим предметным миром;
- воспитывать наблюдательность, умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде;
- воспитывать уважение к профессиям взрослых, работающих на транспорте.
Ход занятия:
I. Введение в ситуацию
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Хотите? Тогда ловите! Чтобы сохранить хорошее настроение на весь день положите его в кармашки.
Ребята, я хочу у вас спросить: кому из вас знакомо слово «коллекционер»? Что оно означает? (Дети выдвигают свои версии, предположения.)
Воспитатель: Верно, коллекционер – это человек, который чем-то увлечен, собирает коллекцию из тех или иных вещей. А вы коллекционируете что-нибудь? Значит, вас можно назвать коллекционерами. Хотите посмотреть, какие бывают коллекции? (Свечи, солдатики, кактусы, игрушки из киндер-сюрприза.) Давайте посмотрим на волшебный экран.
На экране 4 – 8 слайды.
Воспитатель: Вот видите, какие разнообразные коллекции? Мой сын коллекционирует машинки, вот они (показ). К какому виду транспорта они относятся? (Наземный транспорт.) Сегодня утром он спросил: «Как автомобиль появился в нашей жизни?» А я не смогла на его вопрос ответить и подумала, может быть, вы мне сможете помочь? Хотите помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Сможете?
Дети: Да.
II. Актуализация знаний
Воспитатель: Кто знает, как автомобиль появился в нашей жизни? Какие у вас есть предположения? (Дети рассуждают.)
Затруднение в ситуации
(Создать мотивационную ситуацию для получения ответа на поставленный вопрос.)
Фиксация затруднения
Воспитатель: Сколько у нас много версий и предположений. А какая из них верная? Смогли ли мы найти точный и правильный ответ? (Нет.)
Выявление причины
Воспитатель: Почему? (Нет доказательства.)
III. Постановка образовательной цели
Воспитатель: Что будем делать? (Варианты детей.)
Воспитатель: Верно, если мы что-то не знаем, то можем спросить у того, кто это знает. У кого спросим? (Выясняется, что спросить не у кого.) Как быть? (Дети думают, высказывают предположения.)
Воспитатель: Можно догадаться самим.
IV. «Открытие» нового знания
Воспитатель: Давайте вместе поразмышляем. Нам поможет волшебный экран. Как вы думаете, давно ли существует автомобиль? ( Ответы детей: Да.) Предлагаю отправиться в далекое прошлое.
На экране 9 – 16 слайды.
Воспитатель: Лошадь это не только красивое животное, но и первый помощник человека. Верно? Докажите.
Воспитатель: Хороша ли была телега? (Дети отвечают.) В чем были недостатки? (Дети рассуждают.) Со временем человек придумал кареты…
Воспитатель: Прошло много времени, и человек изобрел автомобиль. Хотите посмотреть, как он выглядел?
Воспитатель: Нравится вам такой автомобиль? Как вы думаете, удобный он был? Быстро можно было ездить на нем? (Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Конечно, у такого автомобиля были недостатки… И вот мы видим современный автомобиль (его достоинства). Посмотрите, какой длинный и интересный путь нам пришлось пройти: от первого транспортного средства – лошади, до современного автомобиля.
Воспитатель: На какой вопрос мы искали ответ? Ответили на вопрос? (Да.) Что нам помогло? (Наша любознательность, смекалка, волшебный экран времени.)
V. Совместная деятельность педагога и детей
Воспитатель: Да, ребята, молодцы! И «экран времени» нам очень помог. Спасибо ему за это. А теперь давайте вернемся к нашей коллекции. Какие виды транспорта вы видите? (Легковой автомобиль, грузовик, трактор.) Как можно назвать этот транспорт, одним словом? (Наземный транспорт.)
Воспитатель: Есть ли в коллекции транспорт специального назначения? (Дети рассматривают, уточняют.)
Воспитатель: Правильно. Это машина «скорой помощи». Какие еще вы знаете машины специального назначения? А можете узнать машину по ее сигналу?
Дидактическая игра «Чей сигнал?»
Цель: развивать слуховое внимание, закрепить название транспорта, его функцию и назначение.
Воспитатель: Кто управляет транспортом? Кто приводит его в движение? (Человек.) Давайте вспомним и назовем профессии людей, которые управляют транспортом. Я начну, а вы продолжите.
Игровое упражнение «Кто чем управляет?»
Цель: уточнить профессии людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта.
Автобусом и троллейбусом управляет водитель.
Такси – таксист.
Поездом – машинист.
Трамваем – вагоновожатый.
Мотоциклом – мотоциклист.
Велосипедом – велосипедист.
Бульдозером – бульдозерист.
Воспитатель: Вернемся к коллекции. Как называется вот эта машина? (Бетономешалка.) А что она делает? (Мешает бетон.) Интересно, как называется машина, которая поливает дорогу?
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель: учить словообразованию по способу слияния двух основ; уточнить название, функцию машины; развивать внимание, активную мыслительную деятельность.
Мешает бетон – бетономешалка.
Поливает дорогу – поливальная машина.
Снег убирает – снегоуборочная машина.
Молоко возит – молоковоз.
Бензин возит – бензовоз.
Воду возит – водовозка.
Асфальт укладывает – асфальтоукладчик.
Воспитатель: Сегодня мы говорим о наземном транспорте, а какой вид транспорта вы еще знаете? (Водный, воздушный.) Верно. Предлагаю отдохнуть.
VI. Подвижная игра «Море, небо, дорога» (физкультминутка)
Цель: узнать особенности движения разных транспортных средств; уметь ориентироваться в пространстве; быть внимательным, действовать по сигналу.
Словесная инструкция: При слове «море» дети изображают лодку, имитируя движение по волнам. Слово «дорога» означает езду на автомобиле, «небо» – движение самолета. А услышав «рельсы», дети встают друг за другом и изображают движение поезда.
(После игры дети садятся.)
Воспитатель: Сейчас мы разделимся на пары. Теперь вы напарники и будете помогать друг другу. Согласны? Я предлагаю вам рассказать о транспорте все, что вы о нем знаете. Нам снова будет помогать волшебный экран.
VII. Составление описательного рассказа о транспорте
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, автомобиль это хорошо или плохо?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Цель: развивать логическое воображение; расширять словарь.
Воспитатель: Например, чем хорош грузовой транспорт? (Можно перевозить разные тяжелые грузы.)
Воспитатель: Что в нем плохого? (От него много шума, когда едет, портит воздух выхлопными газами, нельзя возить людей.) А почему? (Нет места для пассажиров и ремней безопасности.) Молодцы!
Воспитатель: Что вы скажете о пассажирском транспорте? Что в нем хорошего? (Много людей, можно наблюдать из окна за красивым меняющимся пейзажем.)
Воспитатель: А чем он плох? ( Тяжело путешествовать: устает спина, читать нельзя, нет спального места, туалета нет, не на всех есть кондиционер.)
Воспитатель: Да, есть и положительные, и отрицательные стороны. Но без транспорта нам не обойтись. А если мы хотим сохранить свое здоровье, что тогда делать? (Ходить пешком, ездить на велосипеде.)
VIII. Рефлексия деятельности
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (О транспорте.) Что мы о нем узнали нового? (Как появился.) С каким новым словом познакомились? (Коллекционер.) Как много интересного сможет узнать мой сын, собирая коллекцию разных машинок. Вам бы хотелось что-нибудь коллекционировать и узнавать новое? Что бы мы могли коллекционировать в группе? Спасибо вам, ребята, за работу.
Приложение. Презентация.