Пахомова Наталья Игоревна
Конспект занятия «Как аукнется, так и откликнется»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как аукнется, так и откликнется»
Цель: активизировать познавательно – речевое развитие детей путем уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире.
Задачи:
Обучающие:
Активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы и обобщения
ввести в активный словарь детей понятия: звук, звуковая волна, эхо
Развивающие:
развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
Публикация «Конспект занятия „Как аукнется, так и откликнется“» размещена в разделах
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, Развивать логическое мышление, сообразительность, связную речь.
учить пользоваться в речи развернутыми предложениями.
расширять словарный запас
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам;
формировать чувство взаимного уважения; самоуважения; умение считаться с интересами других;
воспитывать уважительное отношение к неживой природе
Предварительная работа
1. Чтения произведения Г. Скребицкий «Лесное Эхо», «Сказка о старом Эхо» и др.
2. Стихи, загадки, беседы об ЭХО
3. Дидактическая игра «ЭХО»
4. Разучивание музыкальной попевки «ЭХО» сл. Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой
Оборудование: мяч, схема, таз с водой, камешки, фломастеры, три обруча, геометрические фигуры, палочки (для составления букв, коробка, письма (красочно оформленные, магнитофон
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям удобно расположиться.
Воспитатель замечает, что не помнит, о чем хотела поговорить с детьми, да и вообще ни чего не помнит.
Д/И «Хорошо плохо». Дети приходят к выводу, что потеря памяти все же плохо.
2. Игры, упражнения:
Воспитатель и дети получают письмо и посылку. В письме говориться, что память к воспитателю вернется, если дети выполнят 3 задания:
I. Игра с 3 обручами.
1обруч – все красные геометрические фигуры.
2 обруч – все треугольники
3обруч – все большие фигуры. (игра по блокам Дьеныша)
II. Из палочек сложить буквы состоящие из 2 больших палочек и 1 маленькой. (П, И, Н, А)
III.Блиц – игра. В течение 1минуты ответить на вопросы.
1. Обитательница морей и рек.
Любитель полетать в небе.
А еще больше любит падать на землю. (Вода)
2. Когда вода летает?
Когда вода бежит?
Когда бывает стеклянной?
3. Почему вода волшебная?
4. Зачерпнем воды из речки
И поставим греть на печку
Пар заполнит весь наш дом
А воды мы не найдем. (Испарилась).
5. Что такое твердая вода? (Лед).
6. Что растет вниз вершиной? (Сосулька)
7. Какая королева не любит солнце? (Снежная)
8. Почему снежинки разные? (6-угольные пластины соединяются по-разному)
9. Лед, снежинки все… (Вода)
10. Что лишнее: дождь, снег, вода, солнце, пар. (Солнце)
11. Обитатель водопроводного крана.
12. Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).
13. Костер, который поднимается из-за гор
и ему рады взрослые и дети. (Солнце).
14. В тучах прячется, во мгле, а вот ноги на земле. (Дождь)
После каждого выполненного задания на табло последовательно появляются буквы Э,Х,О
(если дети не смогут справиться с каким-то заданием, можно загадать загадку).
Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
3. Попевка «ЭХО»
4. Физкультминутка. АЭРОБИКА.
Воспитатель: Почему эхо откликается?
(Ответы детей).
5. Опыт:
Затем воспитатель предлагает детям прикоснуться пальцами к своему горлышку. А теперь произнесите: “А-а-а-а”. Что вы чувствуете? (Дрожит)
Опыт:
Затем дети вместе с воспитателем свертывают лист бумаги в трубочку, подносят ко рту, что получилось? Почему?
Звук заставляет дрожать бумагу. Когда мы говорим, воздух начинает дрожать. Эта дрожь разбегается во все стороны.
Опыт: В таз, наполненный водой бросить камешек. Дети наблюдают, как волны распространяются кругами. Добежали до стенок таза и отскакивают в обратную сторону.
Воспитатель поясняет, что звуковая волна в воздухе распространяется аналогично тому, как в воде распространяются волны.
- Эхо отраженный звук и слышно его не сразу, а спустя некоторое время. Почему это происходит?
(Звук проходит расстояние 2 раза от нас до препятствия и от препятствия к нам.)
- Почему бывает так: мы говорим одно слово, эхо слышим несколько?
Ответы детей по схеме. (Нарисованы горы близко и далеко)
Опыт:
Воспитатель предлагает кинуть мяч на диванную подушку. (Мяч не вернулся в руки)
Затем бросили мяч о стену или об пол. (Мяч вернулся в руки).
Воспитатель интересуется у детей, почему в пустой комнате эхо слышно хорошо, а в заполненной комнате эхо становиться все тише и совсем исчезает? (Предметы, находящиеся в комнате постепенно поглощают звук.)
Затем воспитатель и дети получают письмо:
Было радо с вами познакомиться.
До скорой встречи. ЭХО.
6. Итог:
Эхо - отраженный звук и слышно его не сразу, а спустя некоторое время. Звук проходит расстояние 2 раза от нас до препятствия и от препятствия к нам. Чем меньше расстояние до предмета, тем эхо тише.