Наталья Шклянко
Конструкт совместной деятельности «Как аукнется, так и откликнется»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни
Тема (проект. событие) : __Как аукнется, так и откликнется
Возрастная группа: __Старшая группа
Форма НОД: ознакомление с пословицами
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) парная
Публикация «Конструкт совместной деятельности „Как аукнется, так и откликнется“» размещена в разделах
Учебно-методический комплект: 1. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С. Н. Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014 2. Знакомим дошкольников с литературой О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998 Средства:
Наглядные: картинки
мультимедийные___
литературные Русская народная сказка «Лиса и журавль», пословица «Как аукнется, так и откликнется»
музыкальные ___
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Обучающие задачи:
познакомить детей с пословицей и формировать умение понимать ее смысл.
Развивающие задачи:
развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, память, способность к рассуждениям;
- развивать интерес к пословицам, потребность в их использовании.
Воспитательные задачи:
- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность;
- воспитывать любовь к родной речи, к пословицам, как к народной мудрости. Упражнять Дашу в определении первого звука в словах пословицы.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1 2 3 4 5
Моделирование эпизодов будущего произведения Воспитатель наблюдает такую ситуацию: «Варя и Даша играют в сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери». Даше понадобилась кровать, чтобы уложить куклу спать, но в это время на кровать спала «дочка» Вари. Девочка сказала, что кровать ей нужна самой. Даша отошла, взяла коляску и пошла с куклой гулять. Через некоторое время Варе тоже захотелось поиграть с коляской, она подошла к Даше и попросила, но та ей отказала. Девочки поссорились.».
Воспитатель подходит к детям и говорит:
У вас произошёл точно такой же случай, что у Лисы и журавля. Хотите узнать?
Слушайте….
«Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».
- Вам понравилась сказка?
- Что вам особенно понравилось в сказке?
– О чем говорится в этой сказке?
– Какою вам представляется лиса в этой сказке?
– Каким представлен журавль?
– Какие слова и выражения вам были непонятны?
- Похожа ли ситуация, которая произошла с вами на ситуацию Лисы и Журавля? Чем похожа?
- Как бы вы назвали сказку?
- Ребята, у этой сказки есть второе название «Как аукнется, так и откликнется». Наблюдает за детьми
Предлагает детям послушать сказку «Лиса и журавель»
Рассказывает сказку.
Педагог вовлекает детей в обсуждение произведения с помощью вопросов Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери»
Дети проявляют интерес.
Дети с интересом слушают.
Дети отвечают на вопросы
Дети заинтересованы
Дети активно участвуют в обсуждении сказки
Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснения смысла пословицы, поговорки Дети, какие лова вам были не понятны?
кум, куманёк, кумушка – ласковые обращения (кума, называние крёстной матери по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу; кум, название крёстного отца по отношению к родителям крестника и к крёстной матери);
званый обед – обед на который пригласили гостей.
не обессудь – прости.
– Как вы понимаете выражения «не солоно хлебавши» (не получить того, что хотели, «потчует» (угощает, «стряпала» (готовила, что они означают?
Почему так называется сказка? Что
означает выражение «как аукнется, так и откликнется»? (не делайте того, чего, не хотели бы, чтобы вам сделали другие; как вы поступите, так и с вами поступят).
Дашенька, назови, пожалуйста, какой первый звук у нас в слове аукнется? А какой звук у нас в слове откликнется?
Молодец, пропой их. Актуализирует знания
Педагог задает вопросы
Объясняет смысл пословицы Дети отвечают на вопросы
Вступают в диалог
Высказывают собственное мнение
Высказывают предположения Активизация словаря
Дети имеют представления по данной теме
Физминутка Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края! Педагог проговаривает текст физминутки Дети выполняют движения в соответствии с текстом Дети включены в двигательную деятельность
Придумывание не большого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки Ребята, а давайте мы свами придумаем сами сказку или рассказ на эту пословицу.
Вот послушайте какую сказку придумала я.
«Жили-были две пчелки. Одна работящая: и себе мед наберет и другим поможет, что имеет – всем поделится. Другая же ленивая, всё причитает: то не так, да это не так. Но вот случилась беда – забрал у них мед медведь. С доброй и работящей другие пчелки медом поделились, а от жадной и ленивой отворачиваются. Верно говорят: как аукнется – так и откликнется»
Понравилась ли вам сказка? о чем она?
Ребята, а кто из вас может рассказать свою сказку?
Увлекает детей, настраивает на предстоящую деятельность
Рассказывает сказку
Педагог предлагает детям составить свои рассказы и сказки
Дети активно принимают в составлении рассказов
Дети включились в деятельность
Дети принимают цель. Составляют сказки.
Создание рисунка к пословице или поговорке Мы свами составили замечательные сказки по пословице. А скажите-ка мне, можно ли нарисовать нашу пословицу? Что можно нарисовать? Из одной ли картинки будет состоять наша пословица?
Ребята, я бы хотела нарисовать пословицу в двух картинках. На первой картинке мальчик Миша помогает девочке Тане достать из лужи мяч, а на второй картинке Таня угощает Мишу яблоком. (Миша сделал доброе дело Тане, в ответ она его отблагодарила).
А какие рисунки придумали вы? Нарисуйте.
Задает вопросы
Педагог показывает свой рисунок и объясняет его.
Педагог предлагает детям нарисовать рисунки
Дети вносят предложения
Дети приступают к деятельности
Дети принимают цель.
Рисуют рисунки
Рассматривание рисунков их обсуждение
Какие интересные рисунки вы нарисовали. Расскажите, пожалуйста, что у вас нарисовано и почему? Соответствуют ли они теме пословицы?
Ребята, а дальше мы ваши замечательные рисунки оформим в альбом по пословице «Как аукнется, так и откликнется» и поместим его в наш центр книг. Задает вопросы, уточняет
Настраивает детей на дальнейшую деятельность. Дети включаются в диалог, обсуждают рисунки Рефлексируют