Лучший педагог года

Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Капиталина Сорская
Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

«Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано, в первую очередь, с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Поэтому сейчас в поле зрения постоянно находятся вопросы формирования речи детей, являющиеся важнейшей составной частью воспитания.

Речевое развитие происходит в процессе познания окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, родителей и ребенка.

Публикация «Консультация „Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада“» размещена в разделах

Своевременное овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей – одна из главных задач детского сада, так как только смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимопонимание детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Ведущим принципом системы развития связной речи считается взаимосвязь разных речевых задач – обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

В детском саду у детей с русским языком обучения давно наблюдаем живой интерес к якутскому фольклору. Это объясняется тем, что больше половины детей якутской национальности. Но и дети русской национальности проявляют интерес к национальной культуре, мы имеем небольшой опыт по изучению русских детей якутскому языку. Так Эккерт Ира участвовала на районном конкурсе якутских скороговорок – чабыр5ах. Пащенко Матвей неоднократно участвовал во многих конкурах с угэ и становился победителем. Мы не считаем, что ребенок русской национальности должен говорить на якутском языке, но поддерживая интерес к якутской культуре, стимулируя его, мы развиваем его связную речь, обогатим словарный запас, формируем грамматический строй речи.

Знание и бережное отношение к культуре и традициям родного народа способствуют формированию свойств нравственно развитой личности, любви к своей родине, потребности творить и совершенствоваться, что является важнейшим условием успешного развития страны.

Считая, что устное народное творчество как источник Национальных ценностей требует более содержательных подходов к его изучению, мы предприняли попытку возродить забытую традицию отечественной словесности и решили в современном качестве переосмыслить процесс духовно-нравственного чтения детьми в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте ребенок нуждается в совместном со взрослыми чтении, и процесс этот представляется нами как инициирование «живого круга» видения жизни, как поддержка личностных переживаний ребенка, как усиление творческой составляющей его личности.

В Якутии самым содержательным источником высших человеческих ценностей является общепризнанный шедевр мирового значения Олонхо - крупный эпический жанр. Мы считаем, что наряду со сказками, в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов. В эпосе народа саха отражены все пласты духовной культуры. Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными, этнопедагогическими представлениями, а также с обычаями, бытом и нравами народов.

Кружковая деятельность: «Якутский героический эпос Олонхо – для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Цель: Ознакомление русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с якутским героическим эпосом Олонхо.

Задачи:

• Создать благоприятные условия в группе для ознакомления детей с якутским героическим эпосом Олонхо;

• Составить перспективное планирование по ознакомлению русскоязычных детей с якутским героическим эпосом - Олонхо;

• Сделать и оформить красочные наглядные пособия, атрибуты по ознакомлению с Олонхо:

• Разработать методические рекомендации и оформить в виде электронного учебника по ознакомлению с Олонхо в русскоязычной группе;

Примерный план кружка по ознакомлению с олонхо в русскоязычной группе в условиях детского сада.

Сентябрь

1 неделя Мир деревьев Севера - береза «Аал-луук мас» Беседа, сравнение, показ иллюстраций, чтение олонхо о березе. Слушание ТСО. Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрация деревьев. ТСО.

Участники все в национальных якутских костюмах на каждом занятии.

2 неделя Закрепление темы Рисование деревьев Настольные игры. Акварель, иллюстрации, ТСО

3 неделя Лепка Коллективная работа «Аал луук мас» Повторение, тестопластика Лит-ра Е. П. Чехордуна

Октябрь

1 неделя Ознакомление с домашними животными срединного мира Якутская лошадь Чтение отрывка из олонхо, рассказ о якутской лошади, ее снаряжении.

Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрации,

мягкая игрушка – якутская лошадь при полном снаряжении

2 неделя Мир домашних животных «Орто дойду хоро5ор муостаа5а» (корова-кормилица) Чтение отрывка из олонхо. Сравнение с лошадью.

Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрации,

мягкая игрушка – корова-кормилица. Сравнение.

3 неделя Бумажная пластика Коллективная работа «Коровы и лошади пасутся» Изготовление детьми коров и лошадей по технике оригами. Цветная бумага, ножницы, ватман, клей.

Ноябрь

1 неделя Якутский быт: балаган, сэргэ (коновязь) Экскурсия в музей «Дружбы народов» Беседа, наблюдение

2 неделя Повторение пройденного материала Чтение отрывка из олонхо.

3 неделя Рисование «Укрась сэргэ (коновязь)» Ознакомление с якутскими узорами, закрепление темы об якутском быте Гуашь, ТСО

4 неделя Лепка. По замыслу Тестопластика.

Декабрь

1 неделя «Вселенная» «Верхний мир» Ознакомление детей с верхним миром олонхо. Беседа, чтение, показ иллюстраций Иллюстрации. ТСО

2 неделя Закрепление темы Самостоятельный рассказ детей

3 неделя Рисование. «Космос» Коллективное рисование панно. Гуашь, кисти, музыкальное сопровождение.

Январь

1 неделя Олонхо «Ньургун Боотур – Стремительный» Знакомство с героем олонхо. Чтение отрывка из олонхо в переводе. Чтение отрывка, описание богатыря, показ иллюстраций. Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.

2 неделя «Богатырская лошадь» Описание лошади богатыря: убранство, внешний вид. Чтение отрывка про богатырского коня Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.

3 неделя Рисование «Конь богатыря» Закрепление материала. Показ, беседа, объяснение. Акварель, иллюстрация с изображением богатырского коня

4 неделя Лепка «Богатырь на лошади» Закрепление материала. Показ, беседа, объяснение. Тестопластика.

Февраль

1 неделя Образ Туйаарыма Куо Беседа. Чтение, описание внешнего вида. Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.

2 неделя Образ Туйаарыма Куо. Закрепление темы. Чтение и описание наряда Туйаарыма Куо. Рассматривание женских якутских украшений (илин-кэлин кэбиьэр, басына, бо5ох, серьги, браслеты). Их значение

3 неделя Рисование «Туйаарыма Куо» Рисование с иллюстрации. Дом/зад: отрывки из олонхо наизусть. Иллюстрации. ТСО

4 неделя Чтение «Моя Родина – срединный мир» Чтение детьми отрывков из олонхо наизусть

Март

1 неделя Чтение отрывка из олонхо «Нижний мир» Беседа, рассказ, показ иллюстраций, знакомство с героями нижнего мира. Иллюстрации. ТСО

2 неделя Закрепление темы Самостоятельное описание детьми героев нижнего мира Иллюстрации. ТСО

3 неделя Лепка или рисование на выбор детей Герои Нижнего мира Сопровождение работы устным описанием героев Краски, пластилин, иллюстрации, ТСО.

4 неделя Инсценировка «Ньургун Боотур – Стремительный» Закрепление пройденного материала. Постановка отрывка из олонхо в произвольной устной форме Костюмы, музыкальное сопровождение, ТСО.

Апрель

1 неделя Чтение отрывка из олонхо, украшение группы салама. Ысыах. Салама. Знакомство с народным праздником – ысыах, с якутским украшением салама, объяснение их значений. Изготовление салама. Иллюстрации. ТСО. Материалы для изготовления салама – кусочки тканей, бечевка.

2 неделя Посуда для праздника Ысыах Знакомить с якутской посудой, объяснить из какого материала, название посуд. Якутская посуда: кытыйа, ыа5ыйа, чорон, тууйас, хамыйах.

3 неделя Рисование «Якутская посуда» Закрепление материала. Раскрашивание и рисование узоров на якутской посуде. Шаблоны якутской посуды. Гуашь.

Май

1 неделя Чтение отрывка из олонхо об Ысыахе. «Якутский национальный праздник Ысыах» Рассказ о традициях праздника Ысыах. Дать общее представление о нем (традиции ысыха, встреча солнца, хоровод-осуохай и др.) Иллюстрации. ТСО.

2 неделя Повторение и закрепление пройденной темы. «Хоровод - осуохай» Рассказ детей об Ысыахе. Импровизация осуохая с детьми Иллюстрации. ТСО.

3 неделя Аппликация «Якутский хоровод-осуохай» Коллективная работа. Вырезание фигурок людей-мужчин и женщин в национальных костюмах Цветная бумага, заготовка из ватмана, клей, возможно краски.

4 неделя Театральная постановка олонхо «Борьба темных и светлых сил» Постановка сцены борьбы светлых и темных сил. Развивать диалогическую речь, Костюмы, музыкальное сопровождение. Атрибуты.

Мониторинг знаний об олонхо Диагностика. Контрольные срезы. Анализ результатов Диагностический материал.

Рекомендуемые игры в детском саду (Подвижные игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры):

«Скачки жеребят»,Сонор по мотивам Олонхо, «Семья срединного мира Олонхо»,

«Лошади пасутся», «Ньургун Боотур – Стремительный», «Якутское жилье»,

«Жители двух миров», «Эрчимэн Бэргэн», «Лошади пасутся»,

«Дух огня», «Богатырский конь», «Жители нижнего и среднего миров»,

«Герои олонхо», «Аал луук мас»,Сложи картинку и расскажи,«Туйаарыма Куо».

Сорская Капиталина Элляевна

МБДОУ д/с «Родничок»

Г. Нюрба

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании дошкольников в ДОУ. Задачи:.

Консультация для родителей «Оздоровление детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» Сохранение и укрепление здоровья детей - главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-оздоровитетельной.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 " Дельфиненок" г. Минеральные Воды Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» "Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО" Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ» Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным.

Партнерское взаимодействие детского сада с родителями в современных условияхПартнерское взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях Каждый дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Семейные причины девиаций и их профилактика в условиях детского сада На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка. Ежедневная практика.

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Гуленко Нина Ивановна, старший воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Изменение государственной политики в.

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях современности Статья «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях» Автор: Грачева Арина Юрьевна, педагог-психолог, первая квалификационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 08:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Капиталина Сорская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД