Капиталина Сорская
Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано, в первую очередь, с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Поэтому сейчас в поле зрения постоянно находятся вопросы формирования речи детей, являющиеся важнейшей составной частью воспитания.
Речевое развитие происходит в процессе познания окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности воспитателей, родителей и ребенка.
Публикация «Консультация „Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада“» размещена в разделах
Своевременное овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей – одна из главных задач детского сада, так как только смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимопонимание детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Ведущим принципом системы развития связной речи считается взаимосвязь разных речевых задач – обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
В детском саду у детей с русским языком обучения давно наблюдаем живой интерес к якутскому фольклору. Это объясняется тем, что больше половины детей якутской национальности. Но и дети русской национальности проявляют интерес к национальной культуре, мы имеем небольшой опыт по изучению русских детей якутскому языку. Так Эккерт Ира участвовала на районном конкурсе якутских скороговорок – чабыр5ах. Пащенко Матвей неоднократно участвовал во многих конкурах с угэ и становился победителем. Мы не считаем, что ребенок русской национальности должен говорить на якутском языке, но поддерживая интерес к якутской культуре, стимулируя его, мы развиваем его связную речь, обогатим словарный запас, формируем грамматический строй речи.
Знание и бережное отношение к культуре и традициям родного народа способствуют формированию свойств нравственно развитой личности, любви к своей родине, потребности творить и совершенствоваться, что является важнейшим условием успешного развития страны.
Считая, что устное народное творчество как источник Национальных ценностей требует более содержательных подходов к его изучению, мы предприняли попытку возродить забытую традицию отечественной словесности и решили в современном качестве переосмыслить процесс духовно-нравственного чтения детьми в условиях ДОУ.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте ребенок нуждается в совместном со взрослыми чтении, и процесс этот представляется нами как инициирование «живого круга» видения жизни, как поддержка личностных переживаний ребенка, как усиление творческой составляющей его личности.
В Якутии самым содержательным источником высших человеческих ценностей является общепризнанный шедевр мирового значения Олонхо - крупный эпический жанр. Мы считаем, что наряду со сказками, в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов. В эпосе народа саха отражены все пласты духовной культуры. Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными, этнопедагогическими представлениями, а также с обычаями, бытом и нравами народов.
Кружковая деятельность: «Якутский героический эпос Олонхо – для русскоязычной группы в условиях детского сада»
Цель: Ознакомление русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с якутским героическим эпосом Олонхо.
Задачи:
• Создать благоприятные условия в группе для ознакомления детей с якутским героическим эпосом Олонхо;
• Составить перспективное планирование по ознакомлению русскоязычных детей с якутским героическим эпосом - Олонхо;
• Сделать и оформить красочные наглядные пособия, атрибуты по ознакомлению с Олонхо:
• Разработать методические рекомендации и оформить в виде электронного учебника по ознакомлению с Олонхо в русскоязычной группе;
Примерный план кружка по ознакомлению с олонхо в русскоязычной группе в условиях детского сада.
Сентябрь
1 неделя Мир деревьев Севера - береза «Аал-луук мас» Беседа, сравнение, показ иллюстраций, чтение олонхо о березе. Слушание ТСО. Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрация деревьев. ТСО.
Участники все в национальных якутских костюмах на каждом занятии.
2 неделя Закрепление темы Рисование деревьев Настольные игры. Акварель, иллюстрации, ТСО
3 неделя Лепка Коллективная работа «Аал луук мас» Повторение, тестопластика Лит-ра Е. П. Чехордуна
Октябрь
1 неделя Ознакомление с домашними животными срединного мира Якутская лошадь Чтение отрывка из олонхо, рассказ о якутской лошади, ее снаряжении.
Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрации,
мягкая игрушка – якутская лошадь при полном снаряжении
2 неделя Мир домашних животных «Орто дойду хоро5ор муостаа5а» (корова-кормилица) Чтение отрывка из олонхо. Сравнение с лошадью.
Перевод содержания олонхо на русский язык. Объяснение трудных слов. Иллюстрации,
мягкая игрушка – корова-кормилица. Сравнение.
3 неделя Бумажная пластика Коллективная работа «Коровы и лошади пасутся» Изготовление детьми коров и лошадей по технике оригами. Цветная бумага, ножницы, ватман, клей.
Ноябрь
1 неделя Якутский быт: балаган, сэргэ (коновязь) Экскурсия в музей «Дружбы народов» Беседа, наблюдение
2 неделя Повторение пройденного материала Чтение отрывка из олонхо.
3 неделя Рисование «Укрась сэргэ (коновязь)» Ознакомление с якутскими узорами, закрепление темы об якутском быте Гуашь, ТСО
4 неделя Лепка. По замыслу Тестопластика.
Декабрь
1 неделя «Вселенная» «Верхний мир» Ознакомление детей с верхним миром олонхо. Беседа, чтение, показ иллюстраций Иллюстрации. ТСО
2 неделя Закрепление темы Самостоятельный рассказ детей
3 неделя Рисование. «Космос» Коллективное рисование панно. Гуашь, кисти, музыкальное сопровождение.
Январь
1 неделя Олонхо «Ньургун Боотур – Стремительный» Знакомство с героем олонхо. Чтение отрывка из олонхо в переводе. Чтение отрывка, описание богатыря, показ иллюстраций. Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.
2 неделя «Богатырская лошадь» Описание лошади богатыря: убранство, внешний вид. Чтение отрывка про богатырского коня Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.
3 неделя Рисование «Конь богатыря» Закрепление материала. Показ, беседа, объяснение. Акварель, иллюстрация с изображением богатырского коня
4 неделя Лепка «Богатырь на лошади» Закрепление материала. Показ, беседа, объяснение. Тестопластика.
Февраль
1 неделя Образ Туйаарыма Куо Беседа. Чтение, описание внешнего вида. Книга с иллюстрациями «Ньургун Боотур-Стремительный», ТСО.
2 неделя Образ Туйаарыма Куо. Закрепление темы. Чтение и описание наряда Туйаарыма Куо. Рассматривание женских якутских украшений (илин-кэлин кэбиьэр, басына, бо5ох, серьги, браслеты). Их значение
3 неделя Рисование «Туйаарыма Куо» Рисование с иллюстрации. Дом/зад: отрывки из олонхо наизусть. Иллюстрации. ТСО
4 неделя Чтение «Моя Родина – срединный мир» Чтение детьми отрывков из олонхо наизусть
Март
1 неделя Чтение отрывка из олонхо «Нижний мир» Беседа, рассказ, показ иллюстраций, знакомство с героями нижнего мира. Иллюстрации. ТСО
2 неделя Закрепление темы Самостоятельное описание детьми героев нижнего мира Иллюстрации. ТСО
3 неделя Лепка или рисование на выбор детей Герои Нижнего мира Сопровождение работы устным описанием героев Краски, пластилин, иллюстрации, ТСО.
4 неделя Инсценировка «Ньургун Боотур – Стремительный» Закрепление пройденного материала. Постановка отрывка из олонхо в произвольной устной форме Костюмы, музыкальное сопровождение, ТСО.
Апрель
1 неделя Чтение отрывка из олонхо, украшение группы салама. Ысыах. Салама. Знакомство с народным праздником – ысыах, с якутским украшением салама, объяснение их значений. Изготовление салама. Иллюстрации. ТСО. Материалы для изготовления салама – кусочки тканей, бечевка.
2 неделя Посуда для праздника Ысыах Знакомить с якутской посудой, объяснить из какого материала, название посуд. Якутская посуда: кытыйа, ыа5ыйа, чорон, тууйас, хамыйах.
3 неделя Рисование «Якутская посуда» Закрепление материала. Раскрашивание и рисование узоров на якутской посуде. Шаблоны якутской посуды. Гуашь.
Май
1 неделя Чтение отрывка из олонхо об Ысыахе. «Якутский национальный праздник Ысыах» Рассказ о традициях праздника Ысыах. Дать общее представление о нем (традиции ысыха, встреча солнца, хоровод-осуохай и др.) Иллюстрации. ТСО.
2 неделя Повторение и закрепление пройденной темы. «Хоровод - осуохай» Рассказ детей об Ысыахе. Импровизация осуохая с детьми Иллюстрации. ТСО.
3 неделя Аппликация «Якутский хоровод-осуохай» Коллективная работа. Вырезание фигурок людей-мужчин и женщин в национальных костюмах Цветная бумага, заготовка из ватмана, клей, возможно краски.
4 неделя Театральная постановка олонхо «Борьба темных и светлых сил» Постановка сцены борьбы светлых и темных сил. Развивать диалогическую речь, Костюмы, музыкальное сопровождение. Атрибуты.
Мониторинг знаний об олонхо Диагностика. Контрольные срезы. Анализ результатов Диагностический материал.
Рекомендуемые игры в детском саду (Подвижные игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры):
«Скачки жеребят»,Сонор по мотивам Олонхо, «Семья срединного мира Олонхо»,
«Лошади пасутся», «Ньургун Боотур – Стремительный», «Якутское жилье»,
«Жители двух миров», «Эрчимэн Бэргэн», «Лошади пасутся»,
«Дух огня», «Богатырский конь», «Жители нижнего и среднего миров»,
«Герои олонхо», «Аал луук мас»,Сложи картинку и расскажи,«Туйаарыма Куо».
Сорская Капиталина Элляевна
МБДОУ д/с «Родничок»
Г. Нюрба