Антонова Татьяна Константиновна
Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при поступлении ребенка в детский сад. Перед родителями, определяющими своих детей в детский сад, встает ряд вопросов. Как пройдет адаптация? Как их ребенок будет себя чувствовать в новых для него условиях? Как помочь своему чаду быстрее адаптироваться к детскому саду?
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада» размещена в разделах
Семья в современном обществе, по мнению О. А. Карабановой, это институт первичной социализации ребенка [2]. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт, получает элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется его мировоззрение, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я» [3]. Развиваясь, ребенок проходит определенные стадии, на которых есть свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения в семье определяются такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Семья оказывает на ребенка сильное влияние. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, каким он вырастет.
Ни для кого не секрет, что психолого-педагогическая поддержка семьи в детском саду просто необходима. Помощь в преодолении ошибок в семейном воспитании, связанных с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении оказывается педагогом - психологом. Непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психическим развитием воспитанников, позволяет педагогу – психологу своевременно оказывать помощь родителям детей, посещающих дошкольное учреждение.
В нашем детском саду работа с семьей занимает одно из ведущих направлений в деятельности педагога-психолога. Как правило, взаимодействие данного специалиста с родителями детей, поступающих в детский сад, начинается с ознакомительной беседы. В ходе чего определяется отношение родителей к ребенку, стиль воспитания, ожидания от детского сада. На данном этапе большое значение имеет установление доброжелательных отношений между родителями и педагогом-психологом. Для родителей вновь прибывших детей проводится групповая консультация на тему «Роль родителей в процессе адаптации к детскому саду», где они знакомятся с психофизиологическими возрастными особенностями развития, с кризисными периодами жизни ребенка и условиями успешной адаптации к детскому саду. Дальнейшие консультации проводятся по запросу родителей.
К основным формам психолого-педагогической поддержки семьи в нашем детском саду можно отнести следующие: консультации (очные и заочные); оказание психологической помощи и поддержки родителям в воспитании детей; беседы с родителями и детьми; стенд психолога; информационные уголки в группах; памятки; анкетирование; проведение совместных мероприятий; выступления на родительских собраниях.
С целью вовлечения родителей в жизнь детского сада были спланированы и проведены совместные мероприятия с детьми. Летом был организован праздник, посвященный Дню защиты детей «Маленькое чудо», где каждая мама готовила поделку в виде солнышка. В центре размещалась фотография ребенка, а на лучиках были написаны ласковые слова, которыми детей называют дома.
В ноябре прошлого года проводилось мероприятие, посвященное Дню матери. С помощью воспитателей было снято видео, на котором дети средней группы рассказывали о своих мамах. Затем были проведены совместные игры «Узнай по ладошке», «Кто больше соберет шариков», «Золушка». Дети читали стихи о маме. А в завершении мероприятия был совместный танец мамы и ребенка. Праздник не только объединил родителей и детей, но и способствовал созданию атмосферы тепла и доверия во взаимоотношениях педагога-психолога и родителей.
В ходе работы с родителями нами используются методы исследования, такие как тестирование, наблюдение, консультирование, анализ, анкетирование и психодиагностика. Полученные данные позволяют изучить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. С помощью вышеуказанных методов работа и, соответственно, оказание помощи, становятся более продуктивными.
Проанализировав особенности взаимоотношений в семье, составляется план работы с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.
Как уже отмечалось выше, работа педагога-психолога с семьей – это работа с родителями. В своем большинстве проблемы в поведении и развитии ребенка являются «отзеркаливанием», отражением сложившейся ситуации в семье. Разные требования, предъявляемые родителями к ребенку, могут привести к нарушениям поведения в виде капризов, агрессии, отказа от еды. Неблагоприятный психологический климат в семье также провоцирует проблемы с поведением и развитием ребенка. Из опыта нашей работы с родителями, можно сказать, что теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Большинство уже начали целенаправленно применять полученные навыки в семье.
В нашей работе со стороны родителей встречается полное понимание того, что ребенка нужно любить не за то, что он красивый, умный, способный, воспитанный, а просто так, просто за то, что он есть. Профессор Юлия Гиппенрейтер называет это принципом безусловного принятия [1]. Маленькому человечку необходимо каждый день слышать, что он любим, что он самый лучший, что у него все получается. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день [4].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада помогает справиться со всеми теми вопросами, которые стоят перед семьей, а также выработать единые воспитательно-образовательные позиции по отношению к ребенку. Родители убедились, что их участие в жизни детского сада необходимо не потому, что этого хочет администрация или педагог-психолог, а потому, что это важно для их собственного ребенка, для них самих.
Литература
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гипенрейтер. – М. : АСТ, 2011.
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М. : Гардарики, 2005.
3. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир, - М. : ЭКСМО, 2015.
4. Семья : психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – М. : АСТ, 2010.