Арина Грачева
Взаимодействие семьи и детского сада в условиях современности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях»
Автор: Грачева Арина Юрьевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 343»
Введение
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. По словам В. А. Сухомлинского, «…Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях современности» размещена в разделах
Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения в современных условиях, а именно, сотрудничества и социального партнёрства в самом широком смысле слова.
Социальное партнёрство – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Главный момент в контексте «детский сад-семья» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Введение ФГОС ДОО предполагает ещё большую активизацию работы с семьёй. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательно-воспитательного пространства, в котором ребенок сможет развивать самые лучшие качества, необходимые для становления успешной личности.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое воспитательно-образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы социального партнёрства ДОУ и семьи.
Актуальность темы определяется положениями, которые отражены в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, ФГОС ДО и Законе РФ «Об образовании» :
1. Необходимо содействовать укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами.
2. Семья, как воспитательная среда, обладает огромными возможностями для формирования личности и является основным источником социализации детей.
3. Ответственность за воспитание детей возложена на родителей.
4. Необходимо содействовать развитию культуры родительства в связи с проблемой снижения ценности семьи и с трансформациями ценностно-нормативной культуры, в целом. Особое внимание уделять духовно-нравственным и психолого-педагогическим компонентам культуры родительства.
Опыт психолого-педагогического сопровождения семей в ходе образовательно-воспитательного процесса (ОВП) в ДОУ приводит к необходимости поиска и внедрения новых, инновационных форм сотрудничества с семьёй.
Особенности взаимодействия детского сада и семьи в современных условиях
Как показывает практика, проблема сотрудничества ДОУ и семьи в последнее время относится к разряду актуальных. Экономические изменения в мире не могли не повлиять на современную семью. Финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, широкие возможности получения образования, ослабление воспитательной функции семьи – всё это заставляет искать новые формы сотрудничества с родителями. С одной стороны, родителям необходимо понимать, что детский сад – это помощник в воспитании ребенка, семья не должна перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Семья передаёт ребёнку модель взаимодействия между её членами и другими людьми, формирует отношение к семье как к великой ценности. В семье закладываются основы ответственного родительства.
С другой стороны, детский сад является значимой воспитательно-образовательной средой, дающей ребёнку социальный опыт, возможность познания человеческих связей и отношений, обучения способам и нормам поведения во всех сферах жизнедеятельности. Вкупе, семья и детский сад должны создавать оптимально благоприятные условия для становления успешной личности.
Какие проблемы наблюдаются в большинстве ДОУ:
1. Слабая подготовленность родителей к воспитанию детей.
2. Снижение ответственности родителей за воспитание ребёнка.
3. Семейное неблагополучие.
4. Низкая коммуникативная культура.
5. Снижение родительской активности в ОВП.
6. Снижение уровня защищенности детей от информации в сети "Интернет".
7. Отсутствие должного внимания к физическому и эмоциональному состоянию ребёнка.
8. Снижение уровня социальной защищённости многодетных и неполных семей.
Как следствие ослабления заинтересованности родителей в жизни ребёнка, наблюдается снижение профессиональной мотивации педагогов. Инертность, пассивность родителей вызывает отрицательные эмоции у педагога, порождает неверие в возможность полноценного сотрудничества и ведёт к профессиональному выгоранию.
Разрешение проблем возможно через активный процесс вовлечения родителей в единое предметно-развивающее пространство ДОУ, который реализуется в следующих направлениях:
Следует учитывать, что в условиях детского сада осуществляется взаимодействие преимущественно с молодыми семьями, имеющими детей раннего и дошкольного возраста. Это является важным фактором в организации своевременной информационно-просветительской и психологической помощи молодым родителям в воспитании и развитии детей.
Таким образом, основной идеей для повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада является создание оптимальных условий для обновления качества взаимоотношений в диаде «педагог-родитель» и разработка реально работающей системы социального партнёрства.
Социальное партнёрство детского сада и семьи как технология сотрудничества в диаде «педагог-родитель»
Деятельность по созданию системы социального партнёрства семьи и детского сада строится на основе принципов и подходов мастеров педагогики и психологии: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, К. Роджерс,Л. С. Выгодский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.
Кроме этого, социальное партнё рство с родителями базируется на следующих подходах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду, в целом.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, их настроение. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы, в большинстве своем, люди грамотные и хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4. Ответственное отношение к подготовке мероприятий.
Даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное - качество, а не количество. Слабое подготовленное родительское собрание или практикум могут негативно повлиять на восприятие информации участниками и положительный имидж учреждения, в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
6. Единство взглядов.
У педагогов и родителей должен быть единый взгляд на процесс воспитания ребёнка, создание развивающей среды, формирование нравственных ценностей и гражданской позиции.
7. Взаимное доверие.
Родители должны доверять профессиональному опыту педагога, укреплять его авторитет в глазах ребёнка. В свою очередь, педагог должен доверять воспитательным действиям родителей, повышать веру в его воспитательный потенциал.
8. Открытость и доступность.
У родителей должна быть возможность получить достоверную информацию о ДОУ, получить консультацию администрации, педагога или другого специалиста.
Развитие социального партнёрства семьи и детского сада возможно только при объединении усилий педагогов и родителей для создания благоприятной, единой воспитательной, предметно-развивающей среды для полноценного развития каждого ребёнка. В связи с этим, встают следующие задачи, позволяющие реализовать технологию сотрудничества в диаде «педагог-родитель» :
1. Укреплять партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Способствовать формированию культуры родительства.
3. Активизировать работу инициативных родительских групп.
4. Способствовать повышению родительской активности путём нахождения и внедрения инновационных форм работы.
5. Способствовать развитию социальной активности и творческого потенциала семьи.
6. Повышать психолого-педагогическую культуру педагога и укреплять его авторитет как помощника и партнёра в деле воспитания и развития ребёнка.
7. Формировать у детей уважительное отношение к семейным ценностям, позитивное отношение к себе как члену семьи, уважительное отношение к взрослым.
8. Способствовать духовно-нравственному воспитанию детей, и, особенно, формированию компонентов нравственных навыков у детей.
Технология сотрудничества реализуется посредством включения всех участников образовательно-воспитательного процесса в систему деятельности ДОУ по 4 блокам:
1 блок. «Педагоги»
2 блок. «Педагоги - родители»
3 блок. «Педагоги-дети»
4 блок. «Педагоги – дети – родители»
В этом контексте, процесс построения социального партнёрства можно рассматривать как технологию «4-х шагов навстречу семье» через развитие содружества и сотворчества. На каждом шаге реализуются 3 направления работы:
1. Организационно-информационное и аналитическое: анализ ситуации в ДОУ, психолого-педагогические исследования.
2. Информационно-просветительское: обучение, консультирование, просвещение.
3. Организационно-деятельностное: непосредственно включение родителей в совместную деятельность с детьми.
В ДОУ осуществляется взаимодействие преимущественно с молодыми семьями, что даёт возможность своевременно выявлять проблемные зоны и проводить профилактическую работу, чтобы в будущем не возникли трудно разрешимые проблемы. В этой связи, пространство ДОУ является благоприятной площадкой для повышения психолого-педагогической грамотности молодых родителей и вовлечения их в ОВП.
Как показывает практика, молодые родители:
- проявляют большую заинтересованность в получении полезной информации по вопросам воспитания и развития детей;
- обладают современным видением ситуации развития ребёнка;
- склонны к сотрудничеству в интересах ребёнка;
- восприимчивы к новой информации и хорошо ориентируются в нормативной документации;
- владеют ИКТ, что способствует введению современных форм сотрудничества (вебинары, онлайн-общение);
- выражают готовность полноценного участия в жизни ДОУ.
Всё вкупе позволяет выстраивать социальное партнёрство, дающее желаемые результаты.
Психолого-педагогические исследования и их значение для оценки эффективности взаимодействия детского сада и семьи
Психолого-педагогические исследования в ДОУ проводятся с целью выявления актуальных тем и запросов, над которыми необходимо работать коллективу, и позволяют получить ответы на вопросы: «Что необходимо делать? Как это делать и зачем?». В ходе проведения психолого-педагогических исследований используются следующие методы:
1. Составление социального паспорта семей ДОУ.
2. Анкетирование родителей на тему «Эффективность взаимодействия семьи и детского сада» (оценка удовлетворённости качеством ОВП, комфортности развивающей среды, степени вовлечения родителей в совместные мероприятия, уровня и качества психолого-педагогического просвещения, климата в детском коллективе и др.).
3. Опрос родителей с целью определения проблемных зон в воспитании и развитии детей.
4. Опрос родителей с целью определения предпочитаемых форм сотрудничества с ДОУ.
5. Опрос родителей с целью определения предпочитаемых форм получения психолого-педагогической помощи.
6. Тематические опросы родителей: «Что влияет на благополучие ребёнка?», «Что для Вас означает любить ребёнка?», «Каковы составляющие семейного счастья?» и др.).
7. Психодиагностика стилей и стратегий семейного воспитания.
8. Опросы родителей (индивидуально) с целью выявления проблем в воспитании и развитии детей (признаки СДВГ, тревожности, агрессивности и др.).
9. Опрос педагогов с целью выявления затруднений в ходе ОВП и потребности в психолого-педагогической помощи.
10. Опрос педагогов «Эффективность сотрудничества с родителями» (посещаемость родительских собраний, активность родителей в творческих мероприятиях и др.).
11. Оценка уровня творческого потенциала педагогов, творческих устремлений и потребностей.
12. Анкетирование педагогов «Мотивация в профессиональной деятельности».
13. Психодиагностика эмоционального выгорания педагогов с целью оказания психологической помощи при выявлении признаков выгорания.
14. Опросы детей старшего дошкольного возраста «Комфортность пребывания в ДОУ», «Счастливая семья – это», «В какие игры мы играем в семье».
15. Изучение положительного опыта семейного воспитания (эссе о семье, презентации «Моё имя», «Удивительная семейная история»).
Результаты психолого-педагогических исследований позволяют оценить ситуацию в ДОУ, в целом, а также выявить конкретные трудности родителей и детей, проблемные зоны в работе с семьёй, наметить пути их решения, и, что ценно, получить информацию о положительном опыте, который может быть закреплён и использован в будущем. В этом смысле значение психолого-педагогических исследований неоценимо.
Инновационные формы работы с семьёй
Под инновацией понимается введение новых технологий или моделей деятельности, дающих желаемый эффект и придающих новые очертания ОВП. В данном контексте, желаемый эффект – это качественные и количественные изменения в ходе решения выявленных проблем. При введении новых форм взаимодействия с родителями учитываются изменения, произошедшие в современной семье :
- повышение образованности родителей;
- мобильность современных родителей;
- уменьшение количества детей в семье;
- владение и использование ИКТ в повседневной жизни и т. д.
Наряду с традиционными очными формами работы с родителями (родительские собрания, лектории, круглые столы и др.) в условиях дефицита времени всё шире используются дистанционные формы просвещения и обучения родителей – вебинар, скайп-консультация, электронная почта, вайбер, группа в Вконтакте. Это отвечает одному из важных принципов современного образования – доступности.
Опыт просветительской работы с семьями показывает, что активность родителей не такая высокая, как ожидается, что вероятно, связано с общим эмоциональным спадом как следствием социально-экономических проблем в обществе. Тем не менее, работа с родителями должна проводиться с акцентом на интеракцию, повышение активности, в первую очередь, тех, кто поддерживает формальные отношении с педагогами. Именно поэтому вводятся формы сотрудничества, позволяющие оптимизировать процесс общения и расширить поле позитивного влияния на семью.
Бесспорно, очные, «живые» встречи с родителями эффективнее дистанционных, так как способствуют созданию доброжелательной, открытой атмосферы сотрудничества и включенности в общий процесс, повышению ресурсности семьи, снижению напряжения при обнаружении общности проблем.
С целью психолого-педагогического просвещения и повышения сплочённости коллектива ДОУ и семей на базе ДОУ организована Школа для родителей.
Интерактивное направление в работе с семьёй в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в групповом и индивидуальном формате.
Роль и место педагога-психолога в системе взаимодействия
детский сад - семья
В условиях современности качественное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ практически невозможно без включения в его структуру педагога-психолога. Основная цель деятельности педагога-психолога – содействие администрации и педагогическому коллективу в создании благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.
Работа педагога-психолога с семьёй в ДОУ строится, исходя из направлений его деятельности:
- психолого-педагогические исследования;
- коррекционно-развивающая работа с детьми;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение и профилактика;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
В каждом из этих направлений приоритетным участником является ребёнок и его семья.
Социальное партнёрство детского сада и семьи может рассматриваться как технология «4-х шагов навстречу семье». И в каждом шаге роль и место педагога-психолога определяются так - активный, равноправный участник ОВП, действующий в интересах ребёнка.
1 шаг. Педагог-психолог содействует повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми через систему педагогических советов, методических и практических семинаров, проведение индивидуальных и мини-групповых консультаций по вопросам воспитания и развития детей.
Актуальные темы семинаров и практикумов:
- «Особенности взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС ДО и стратегии развития воспитания в РФ»;
- «Особенности взаимодействия педагога-воспитателя с разными категориями детей»;
- деловая игра «Чего хотят родители…педагоги…дети»
- «Эмоциональная культура педагога»;
- мини-групповые консультации «Учёт типа темперамента ребёнка в ходе воспитания», анализ трудных ситуаций в малых группах);
- круглый стол «Взаимодействие семьи, детского сада и школы в условиях современности».
2 шаг. Активная позиция в психолого-педагогическом просвещении родителей с целью самопознания, развития воспитательных компетенций, поддержки и усиления имеющихся педагогических ресурсов, расширения знаний о психологических возрастных особенностях детей и факторах благополучного развития.
Тематика лекториев, практикумов, вебинаров:
- «Помощь родителям детей раннего возраста в адаптации к ДОУ»;
- «Вы и Ваш малыш: радости и трудности»;
- «Пути бесконфликтного общения с ребё нком: и снова о дисциплине»;
- «Кризис 3-х лет? Это здорово!»;
- «Помощь родителям будущих первоклассников»;
- «Родительская эффективность: как заботиться о других, не забывая о себе»;
- «Положительный семейный климат – основа благополучия ребёнка»;
- «Как и зачем развивать ребёнка» и др.
3 шаг. Участие педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании ребёнка через формирование у детей представлений о семье как о важнейшей ценности. Сюда входит работа по формированию у детей патриотических чувств, гражданской идентичности, общепринятых норм и правил, умения дружить, понимать других людей, умения сочувствовать, сопереживать. Кроме этого, педагог-психолог развивает в детях творческие и лидерские задатки, стремление достигать успеха. Информация о достижениях детей доводится до родителей, тем самым у детей формируется мотивация достижения успеха, так как оценка родителей очень важна.
С детьми старшего дошкольного возраста проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию рефлексии, направленные на формирование понимания своего внутреннего мира и окружающих людей, проводятся устные опросы-интервью:
- Если бы я был мамой, папой, взрослым…
- Счастливая семья – это…
- Что мне нравится/не нравится в детском саду?
- В какие игры мы играем в семье? И др.
Тем самым у детей развивается рефлексия, формируется умение высказать своё мнение и выслушать чужое, что очень важно для развития социальных компетенций.
4 шаг. Активное участие педагога-психолога в организации семей для участия в совместных делах ДОУ, творческих проектах, акциях, конкурсах. В нашем ДОУ получен положительный опыт реализации творческого проекта-конкурса «Формула семейного счастья». Он проводится в 2 этапа: написание эссе о семье и презентация семейных достижений, где участвуют и родители, и дети. Контент-анализ эссе позволяет выделить наиболее важные категории духовно-нравственных ценностей, провозглашаемых в семьях, а значит, заложенных в подсознание детей.
Анализ мероприятия показывает, что:
1. Совместные творческие дела активизируют творческий потенциал семьи.
2. Дети получают колоссальный опыт совместного семейного творчества.
3. Дети испытывают чувство гордости за свою семью, что способствует воспитанию высоких нравственных чувств.
4. Происходит обмен положительным опытом воспитания, что способствует повышению значимости семейных ценностей.
5. Зрители получают опыт позитивного семейного воспитания.
В рамках проекта проводится опрос детей 5-7 лет «Счастливая семья глазами детей». Контент-анализ также позволяет выделить основные категории высказываний детей о счастливой семье :
- взаимная забота о членах семьи;
- любовь друг к другу;
- совместные семейные дела;
- совместные праздники;
- отсутствие ссор.
В высказываниях детей проявляются знания базовых ценностей, что само по себе является фундаментом для становления высоконравственной личности.
Если говорить о роли педагога-психолога как помощника в оптимизации детско-родительских отношений, то это одна из базовых его задач, так как личностное, психологическое и общее развитие ребёнка во многом зависит от взаимоотношений внутри семьи. То, как родитель выстраивает свои отношения с ребёнком, во многом определяется пониманием сути воспитания. Как показывает практика, причины трудностей родителей кроятся именно в неумении грамотно общаться с ребёнком, и наиболее частый запрос связан с детским непослушанием. Задача педагога-психолога определить причины нарушения поведения, в том числе и глубинные, и дать практические рекомендации по коррекции поведения и профилактике возможных трудностей. Здесь психолог выступает в роли тренера на протяжении всего процесса выполнения рекомендаций родителями и получения качественно новых результатов.
Таким образом, педагог-психолог берёт на себя роль и тренера, и фасилитатора, и проводника психологических знаний в образовательной среде ДОУ, являясь важным звеном в цепочке взаимодействия и сближения детского сада и семьи.
Заключение
Бесспорно, тема взаимодействия детского сада и семьи актуальна и создаёт огромное поле творчества для педагогов. Работа с семьёй имеет отсроченные результаты. Каким вырастет ребёнок в будущем, заранее увидеть проблематично. Вместе с тем, на сегодняшний день можно сделать выводы:
1. Активность и творческий подход педагога играет важнейшую роль в процессе вовлечения родителей и детей в сотворчество и сотрудничество.
2. Социальное партнёрство возможно при взаимных усилиях педагога и родителей.
3. Интерактивные инновационные технологии позволяют активизировать семьи, повышать их психолого-педагогическую компетентность, родительскую культуру и формировать активную гражданскую позицию.
4. Родители готовы к социальному партнёрству и формируют свой социальный заказ в процессе сотрудничества.
5. Необходимо концентрировать внимание на достижениях и перспективах, а не на трудностях и препятствиях, менять стереотипные установки педагогов и родителей с «должен» на «хочу».
6. Необходимо направить усилия на преодоление противоречий, выраженных в виде формализма в подходах к работе с семьёй, кризиса доверия, несовпадений позиций в диаде «педагог-родитель».