Виктория Ермолина
Семейные причины девиаций и их профилактика в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка. Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка, но к сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется, и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Публикация «Семейные причины девиаций и их профилактика в условиях детского сада» размещена в разделах
Многие отечественные педагоги такие как: М. А. Галагузова, Р. В, Овчарова, Л. Я. Олиференко, С. А. Беличева и др. рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Существующие социальные проблемы заставляют задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения? Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении ребенка? Г. П. Бочкарева выделяет:
1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители равнодушны или грубы по отношению к своим детям;
2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами;
3) семью с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенок вовлекается в аморальный образ жизни.
Н. Б. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. В таких семьях зачастую создается неблагоприятный фон для воспитания ребенка.
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один родитель нетерпим к другому.
3) нравственно неблагополучные семьи, где преобладает стремление подчинить, использовать другого для достижения своих целей.
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.
В последние годы широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям и семье. Жестокость создает основу для хронической психогенной травматизации.
Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
В детском саду активно используются различные формы профилактической работы:
- стендовое консультирование. Консультации вывешиваются 1 раз в месяц в уголок работы с родителями. Материал излагается конкретно, кратко и доступно для понимания человека непедагогической профессии;
- повышение роли семьи в профилактике девиаций детей выполняет взаимодействие с семьями воспитанников и сотрудничество с родительской общественностью. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Семьи воспитанников активно привлекаются к участию в мероприятиях, жизни детского сада.
- организация здорового образа жизни воспитанников. Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле, чихании. Регулярно используются закаливание, оптимальный двигательный режим. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания;
-привлечение ресурсов социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с организациями – социальными партнерами и семьями воспитанников разработка и реализация социальных проектов, акций и мероприятий
Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.