Дина Шалаева
Конспект занятия «Изучаем первоцветы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11»
Познавательного развития. Ознакомление с миром природы.
Тема: «Весенние цветы. Первоцветы»
Подготовила :
Воспитатель, Шалаева Дина Владимировна
Майкоп 2021г
Публикация «Конспект занятия „Изучаем первоцветы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Цель: Продолжать расширять представление детей о весенних цветах.
Образовательные задачи:
• Расширить знания о первоцветах (мать-и-мачеха, медуница, сон-трава, калужница, подснежник, пролеска) их внешнем виде, местах произрастания, о пользе в медицине.
• Закрепить представление об изменениях в неживой природе весной, показать связь этих изменений с жизнью растений.
Развивающие задачи:
• Развивать связную речь, познавательный интерес, активность, самостоятельность, воображение, творческие способности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Словарная работа: Стебелек, набежала, хохлатка, мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар.
Индивидуальная работа: помочь детям при затруднении в выполнении задания.
Материал: Презентация, проектор, ноутбук, карандаши, тестовые задания, части растения вырезанных нарцисса и тюльпана
Методические приемы:
1. Орг. Момент
2. Загадки
3. Дидактическая игра «Собери цветок»; «Подбери слово»
4. Физминутка «На лугу растут цветы»
5. Рефлексия
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в интересное и увлекательное путешествие, в страну под названием лес первоцветов, и познакомиться с разными видами этих растений.
Но для этого вам необходимо отгадать загадки.
(Слайд 3)
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку (мать-и мачеха)
Первым вылез из землицы на проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький (пролески)
Как гусята разбежались
Желтые цветочки
Улыбнулись детворе
Желтые комочки! (гусиный лук)
Дальний лес стоит стеной
А в лесу, в глуши лесной
Нам суку сидит сова
Там растет усни трава. (сон-трава)
Основная часть.
Воспитатель: молодцы ребята, и первый цветок который мы видим – это…
Ответ детей (Хохлатка)
(Слайд 4)
Воспитатель: Растёт в европейской части страны и в Западной Сибири в широколиственных и смешанных лесах.
Многолетнее растение с округлым подземным клубнем и стеблем высотой 5-20 см. Хохлатка торопится зацвести, как только сойдёт снег. Поднимается от земли невысокий стебелёк с нежными кружевными листочками, а наверху - плотное соцветие из сиреневых цветков.
(Слайд 5,6)
Воспитатель: замечательно, движемся дальше, прослушайте стихотворение.
Я – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница - очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики
(Слайд 7,8)
Воспитатель: И следующий наш цветок - Мать-и-мачеха
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Я цвету в апреле – мае.
Я - самая первая зацветаю по весне.
Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья.
С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно!
Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком
А другая – гладкая и холодная.
Теплая – это мать, холодная – мачеха
(Слайд 9,10)
Воспитатель: Прослушайте еще одно стихотворение.
Я - подснежник
Первым вылез из землицы на проталинке.
Я мороза не боюсь,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветаю,
Раньше всех весну встречаю!
Я - цветок нежный, хрупкий,
Но в то же время гордый и смелый.
Расту рядом со снегом.
Меня обдувают холодные ветра,
Но я не боюсь и прямо стою на своей тонкой ножке.
Легенда о подснежнике:
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
(Слайд 11)
Воспитатель: Растёт в западных районах страны. Другое название - анемона. Растение состоит как бы из трёх этажей. Первый этаж подземный - это лежащее горизонтально, совсем неглубоко, корневище. От него отрастает вверх стебелёк, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильноизрезанных листа, тоже расположенных горизонтально. Выше опять стебелёк, а на нем третий этаж - один или два цветка. Они жёлтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой.
Ветреница цветёт всего несколько дней.
(Слайд 12)
Воспитатель: Цветы сон- травы похожи на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены.
Народное имя – сон-трава – родилось из поверья: цветок этот будто бы навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где цветок называют сон –дрёмой. Этим именам есть ещё одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.
(Слайд 13)
Воспитатель: И еще вам хочет представиться красивый цветок Примула.
Я – примула!
Я – первая, я – смелая!
Земля ещё сыра,
А я уж расцвела!
Мои цветочки малые –
Синеющие, алые –
Как искорки горят.
В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.
(Слайд 14)
Воспитатель: Ландыш – очень привлекательный, но в тоже время скромный цветок. Цветы его крохотного размера, нежно-белого цвета. Очень трудно оторвать взгляд от такой красоты! Запах у ландыша очень тонкий и нежный. Этот цветок пленяет своей красотой и ароматом.
Весной из почвы пробиваются первые ростки ландыша. Они чем-то похожи на шило. Но постепенно ростки становятся длиннее и превращаются в особенные «ландышевые» листья. Позже появляются бутоны, а затем раскрываются нежнейшие цветки.
(Слайд 15)
Воспитатель: Популярность у садоводов пролеска приобрела за счет умения приспосабливаться к любым климатическим условиям и неприхотливости в уходе. Она прекрасно себя чувствует в затемненных местах, без проблем уживается с другими цветами и кустарниками и не требует пересадки в течение 6-8 лет. Малотребовательна в выгонке, может использоваться как садовая, так и горшечная культура.
(Слайд 16)
Воспитатель: Ребята давайте встанем со стульчиков и представим, что мы цветочки. Повторяйте за мной движения.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(Слайд 17)
Воспитатель: Какие вы молодцы. А теперь я предлагаю вам сыграть в игру, я вам говорю свойство предмета, а вы мне говорите, какай цветок подходит под описание.
Дидактическое упражнение “Подбери слово”
Подберите слова, которые похожи на первоцветы :
Желтый, как.
Круглый, как.
Мягкий, как.
Белый, как.
Пушистый, как.
Хрупкий, как.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Заключительная часть.
Воспитатель: Пожалуйста, запомните и постарайтесь соблюдать эти правила в лесу.
Помни правила: (Слайд 18)
•Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
•Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
•Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
•Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Воспитатель: Ну что ребята, пора нам возвращаться в наш детский сад. (ДА)
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие? (Да) Ответы детей…
Воспитатель: Какой цветок вам запомнился больше всего? Ответы детей…
Воспитатель: Как мы должны обращаться с растительным миром? Ответы детей (Беречь, заботиться)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «первоцвет»? Ответы детей…
Воспитатель: Какой самый первый весенний цветок? Ответы детей…
Молодцы ребята, надеюсь вы запомнили все названия цветов, ну а завтра мы с вами проверим на сколько вы усвоили материал, и проведем с вами небольшое тестовое задание.