Вероника Лубина
Изобразительная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Цель работы воспитателя - научить ребёнка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Публикация «Изобразительная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
В процессе продуктивной деятельности мы предусмотрела все условия для осуществления тесной связи слова с действием.
Цель:
Систематизация работы по развитию речи на материале изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики у дошкольников.
Задачи:
- формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;
- активизировать творческое воображение, память, логическое мышление, через систему игровых занятий;
- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности;
- развить восприятия речи детьми, обогащать словарным запасом;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Предварительная работа с детьми: рассматривание картин; просмотр презентаций; наблюдения; создание выставок; экспериментирование; чтение литературы; игры на фантазию; дидактические игры; разучивание стихов; создание коллажей; пальчиковые и артикуляционные гимнастики.
Для осуществления поставленных задач, применяются различные приемы обучения:
1. Наглядные приемы. На занятиях используются предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия.
В ходе рассматривания и обследования предметов дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картинах главное, точно и живо описывать изображение, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины. Решая задачи развивать память, применяются игровые приёмы. Формируя перспективные действия, направленные на обследования предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей и так же происходит пополнение словарного запаса. Пример: «Это рябина. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы рябины бывают, высокие и низкие, прямые и кривые, толстые и тонкие и т. д.». На следующем этапе происходит развитие навыков использования различного типа простых предложений.
2. Словесные приемы. Побуждаем ребёнка к самостоятельным высказываниям. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения, затем разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2-3 слов, потом из 3-4 слов. Наряду с сопряжённой речью мы используем и отражённую форму речи - повторное произнесение ребёнком отдельных слов, фраз вслед за воспитателем. Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Решая задачи развивать память, применяются игровые приёмы. Например, используем игру «Цветная сказка». Воспитатель читает сказку вслух, а дети должны составить цветовую картину. Как только ребёнок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берёт соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем следующий. Например: «Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил посадить жёлтую репку». Ребёнок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.
При организации общения в форме диалога, ребёнок речью сопровождает выполняемые действия. Пример: «Что ты сейчас рисуешь? - Я рисую ствол рябины. - Что ты нарисовал? - Я нарисовал крону и ствол рябины». Также проводится работа по словообразованию существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ок, ек- и т. д. Например: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, или называет тот предмет, который хочет изобразить, потом называет ласкательно (лист – листик, рукав – рукавчик, нос – носок, воробей – воробышек и т. д).
В рамках реализации перспективного плана проводятся занятия с применением приставочных глаголов. Например: предлагается детям нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, около дома. Дальше спрашивается, куда поедет лыжник. Ответ: «С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал». Перед каждым занятием проводится речевая разминку или артикуляционная гимнастика, она создаёт положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к другу.
3. Практические приемы.
Практические приемы применяются при рисовании предмета с натуры, по представлению, так же нетрадиционные техники рисования, сюжетные рисования, лепку. Большое значение в практических приемах уделяются пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики и развития речи детей.
Этот прием мы рассмотрим подробнее в методах, которые применяются для осуществления поставленных задач.
1. Метод рисования с натуры и по представлению, используются не только наглядный материал, но и картинки с его изображением. Рисование с натуры дается детям с большой сложностью, поэтому при детальном рассмотрении с детьми натуры, воспитатель направляет детей, и облегчает словом и жестом процесс рисования. Развивается у детей чувство композиции при передаче пространства и всю работу над рисунками сопровождаю словом, вопросом. Например: «Что изображено?», «В каких тонах?» и т. д.
2. Используется метод сюжетного рисования.
Показывается детям на примере воспитателя, как передавать свои впечатления от окружающей действительности, уметь разнообразить содержание своих рисунков, так же дается детям самостоятельно определить сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу. Например: Дается детям два слова и предлагается из них составить небольшой рассказ. Фрагменты этого рассказа зарисовываем. Или предлагается детям зарисовать героев двух сказок и составить рассказ или сказку. Можно дать детям задание сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации.
3. Метод декоративного рисования обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует появлению умственной и речевой активности, побуждает детей видеть красоту и развивать воображение. Учим изображать геометрические формы и превращать их в стилизцию - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины и т. д., усложняется понятие о симметрии при этом обогащается словарный запас ребенка. Знакомим детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны.
4. Использование метода нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Этот метод позволяет развивать у детей сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами : гофробумага, разноцветные нити и веревочки, пластилин, крупа; песок, снег и т. д.
5. Лепка (скульптура) и Художественный труд: этот метод, так же как и все вышеперечисленные методы, позволяет более углубленно развивать мелкую моторику, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.
На занятии по лепке определяется пропорции и подчеркивается характер формы предмета, затем задаются детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Большое значение для детей приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.
Лепку можно использовать не только в групповом помещении, но и на улице. Вместе с детьми мы лепим из снега разные фигуры животных. Затем предлагаем им, вспомнить художественные литературные произведения с вылепленным героем. Например: «Дети мы вылепили крокодила, вспомните, в каких литературных художественных произведениях вы слышали про крокодила», ответы: - «Что ест за обедом крокодил?», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденое солнце» и т. д. Так же дети вспоминают, строки из произведений связанные с этим героем и все, что они знают об этом животном и играют в игры.
Результативность опыта
Результатом работы считается не только процесс развития речи дошкольника, но и сохранение навыков, которые помогают в будущем совершенствовать их возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы можно увидеть, что речь детей стала богаче, красочнее, эмоциональнее. Возрос интерес к художественно-продуктивной деятельности. Дети обрели уверенность в себе.