Валентина Безухова
История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«История вещей»
История - одна из увлекательнейших дисциплин.
Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно?» Во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали?
Публикация «История вещей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.
Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием, то есть это
признаки, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека.
Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Рассматривая вместе с детьми окружающие предметы, взрослые, как правило, предлагают им упражняться в выделении форм, определении величины, цвета, материала, функции. Вместе с тем суть предмета как продукта творческой мысли человека раскрывается предельно редко. Трудно переоценить важность данной характеристики предметного мира (предмет - творение человеческой мысли) для социального развития, мировидения дошкольников. Осознавая, что вещи создаются и преобразовывают
многими поколениями, ребёнок занимает по отношению к ним общую с другими людьми позицию.
Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта ребенка
ЗАДАЧИ:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений
- активизировать познавательную деятельность детей,
- расширить кругозор детей, побуждать детей к творческой деятельности.
- научить находить нужную информацию.
- создавать атмосферу сотрудничества.
- воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно необходимые вещи. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Детям мы неоднократно показываем картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, мы показываем их детям и они с интересом сравнивают как они выглядят сейчас.
Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, мы преследовали цель раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека.
Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в быт и жизнь людей прошлых веков. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависел от возраста и возможности показать те или иные предметы.
Какие вещи нас окружают?
Как появился тот или иной предмет?
Что уникального таит в себе мир вещей?
Что говорит энциклопедия о предметах рукотворного мира, о технике?
Почему тот или иной предмет так называется?
Для чего нужны предметы рукотворного мира?
Где и кем были созданы?
Чем отличались старинные предметы от современных?
Из какого сырья изготовляются?
Чтобы заинтересовать детей в истории возникновения предметов, мы провели ряд мероприятий:
• экскурсия в Русскую избу.
• просмотр презентации на тему: «История вещей»;
• знакомство с энциклопедией «Прошлое и настоящее предметов»;
В ходе проведения занятий дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о предметах рукотворного мира, о технике, об истории их появления. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Дети смогли сравнить предметы которыми пользовались раньше наши бабушки и дедушки с теми предметами, которыми сейчас пользуются сами дети