Татьяна Решедько
Конспект НОД в старшей группе «История лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Возрастная группа : старшая группа
Тема НОД: «История электрической лампочки»
Цель: познакомить дошкольников с историей появления электрической лампочки.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „История лампочки“» размещена в разделах
- формировать представление дошкольников о необходимости электрической лампочки в нашей повседневной жизни;
- обогащать представление дошкольников о мире предметов, подвести к понятию, что человек на протяжении всей истории преобразовывал и улучшал предметы быта, создавал новые;
- развитие познавательного интереса к миру предметов;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- воспитывать культуру общения.
Материал и оборудование: DVD – проектор
Ход НОД:
Деятельность педагога Деятельность детей
I Вводная часть.
Дидактическая задача: мотивировать дошкольников на включение деятельность. Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Предполагают, что первым источником огня древнего человека стала молния, ударившая в дерево и воспламенившая его. Любопытный человек приблизился ближе и почувствовал тепло, а еще вокруг стало светлее. Он поднял горящую ветку и принес в свою пещеру. Человек стал хранить его и постепенно научился добывать его сам.
Показ слайда «Древний человек у костра»
II Основная часть
- А знаете ли вы как на Руси освещали избу?
На Руси придумали использовать в качестве источника света зажжённую щепу, называемую лучиной. Ее закрепляли под углом на подставке с металлическим наконечником. Она называлась светец и поджигали нижний конец. Под огонь ставили металлический лист или сосуд с водой. Зачем ставили эти предметы? Ответы детей.
Чтобы уберечь дом от пожара.
Показ слайда «Светец в русской избе»
- Со временем люди находили все новые вещества, которые поддерживали горение. В ход пошли масла и смолы. Поэтому появились масляные горелки и факелы. Стало намного проще освещать большие пространства. Лампы горели долго и давали равномерное освещение, хотя оно и не было ярким. Через время такие горелки люди стали применять для освещения улиц.
Показ слайда «Масляная горелка, факел»
- Через много лет появились жировые свечи. В растопленный жир опускали палочку и давали ей затвердеть. О том, что жир горит, человек знал давно.
- Человек использовал и восковые свечи. Как вы полагаете, где люди брали воск?
- Свечи горели довольно долго. Внутри свечи был фитиль, который сделан из ниток.
- Как вы полагаете, удобна ли свеча и почему?
Ответы детей.
Ответы детей.
Ребенок читает стихотворные строки:
Мне ужасно много лет!
Я, свеча, вам шлю привет
Раньше без меня никак
И теперь я не пустяк
Украшаю интерьер!
Я долголетия пример.
Показ слайда «Восковая свеча»
- Люди добывают такие полезные ископаемые, как нефть, газ, уголь и находить им применение. Когда изобрели керосиновую лампу, в которой можно пламя делать больше или уменьшать его. За стеклянной колбой становится более безопасным.
- Удобна ли керосиновая лампа? Ребенок читает стихотворные строки:
Керосинкой я зовусь
И нисколько не сержусь.
Керосин в меня залей.
Засвечусь свечи сильней.
Буду я дышать, коптить,
Но светить, светить, светить.
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей подойти в центр группы.
Физминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка пред собой.
Две руки за спину спрячем.
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
- Первый газовый рожок появился в Англии, в Лондоне. А вот в Россию такое газовое освещение пришло намного позже. Газовое освещение стало большим событием. Первые горелки были не совсем совершенны и становились причиной пожара, но со временем они совершенствовались и продолжали служить человеку очень долго, даже после появления электрического света.
Показ слайда «Газовый рожок»
- Человек узнает об электричестве. Спор о том, кто изобрел лампу накаливания ведется давно. В ее создании приняли участие многие ученые. Они много раз пытались изобрести долговечный и безопасный источник света. Известны имена двоих изобретателей, подаривших миру световые приборы. Это Томас Эдисон и Александр Лодыгин. Эта лампочка и сейчас освещает квартиры, офисы, улицы и магазины. Ребенок читает стихотворные строки:
Керосинка откоптила, отжила свое свеча,
И на смену этим дамам и светла и горяча,
Я пришла во все селенья.
Провода везде идут, электричество несут.
В каждой хате и квартире стало ярче во всем мире!
Показ слайда «Электрическая лампочка»
Показ слайда «Найди лишний предмет»
- Какие приборы для освещения помещения вы знаете?
Ответы детей
- Предлагаю вам немного поиграть и найти лишний предмет.
1. Костер, лучина, свеча, торшер.
2. Настольная лампа, бра, люстра, факел.
3. Газовый рожок, керосиновая лампа, масляная горелка, люстра.
Дошкольники находят лишний предмет из предложенных картинок.
- А недавно люди придумали энергосберегающую лампочку. Она горит дольше обычной и экономит электроэнергию.
- Чем удобна лампочка? Чем она лучше керосиновой лампы, свечи, факела?
Ответы детей.
- Давайте еще немного поиграем.
Цель: формировать представление дошкольников об истории появления электрической лампочки.
Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составление цепочки из картинок. Дошкольники выполняют задание и выкладывают цепочку из картинок «История появления лампочки»
III Рефлексия
- Ребята, как вы думаете, зачем человек столько лет создавал новые предметы для освещения помещения?
Ответы детей
- Как человек должен был обращаться с огнем, чтобы не случился пожар?
Ответы детей
- Какие из осветительных приборов можно назвать безопасными? Почему вы так думаете?
Ответы детей
Литература:
Стихи из источника :
Музейный урок "Да будет свет!" https://znanio.ru/media/muzejnyj-urok-da-budet-svet-2764741