Елена Карп
Конспект занятия «История янтаря» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История янтаря»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
1. Дать представление детям о природе происхождения янтаря, его истории появления.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами янтаря.
3. Развивать наблюдательность.
4. Учить делать логические выводы, используя полученные знания.
5. Воспитывать бережное отношение к природному богатству – янтарю.
Публикация «Конспект занятия „История янтаря“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Оборудование: музыкальный центр, запись спокойной музыки; игрушка – мудрая сова, свечка, спички, янтарный самородок; кусочки янтаря, простые камушки, салфетки, стаканы с простой водой, чайные ложки, соль; кусочки канифоли, паяльник, янтарная крошка, стеклянные чашки; карточки – модели происхождения янтаря, магнитная доска; коллекция разных видов янтаря.
Ход НОД:
I.Организационный момент «Цветок» (звучит спокойная музыка).
Цветок просыпается, тянется к солнцу (дети берутся за руки, близко подходят друг к другу, встают на носочки и поднимают руки вверх). Цветок раскрывает свои лепестки, радуясь солнечному свету (дети делают 1-2 шага назад, руки отводят в стороны, улыбаясь друг другу).
II.
1. В гости к нам прилетела мудрая Сова. Она принесла с собой необычный камень. Узнаёте его, ребята? Это янтарь.
Мудрая Сова хочет нам рассказать историю – легенду о том, как появился янтарь. Давайте послушаем, садитесь (зажигается свеча, гасится свет).
Легенда о Фаэтоне
Однажды Фаэтон – сын бога Солнца Гелиоса, захотел покататься на огненной колеснице отца. Не справившись с лошадьми, он выпустил вожжи. Кони стремительно понеслись, то взвиваясь к самим звёздам, то опускаясь до земли. Пламя охватило Землю, загорелись горы, леса, города. Увидев странные разрушения на Земле, Зевс пронзил Фаэтона огненными стрелами. Фаэтон упал в воды реки Эридан. Сёстры и мать стали горестно оплакивать его. Боги пожалели их и превратили в тополя. Стоят тополя, наклонившись над рекой Эридан, и падают слёзы – смола в студёную воду. Смола застывает и превращается в янтарь.
Спасибо, Сова, за интересную историю (тушится свеча, включается свет).
2. Ребята, конечно то, что рассказала Сова, это легенда. Но янтарь, действительно – окаменевшая смола, действительно камень рождённый деревом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Опыт 1.
Посмотрите внимательно, в руках у меня канифоль (смола). Сейчас я её с помощью паяльника нагрею, она начинает плавиться. Понюхайте, чем она пахнет?
-- Смолой.
А теперь подожжём янтарные опилки. Кстати, в старину янтарь называли «бел-горючь камень». Большими кусками янтаря топили печи. Чем пахнут опилки?
--Тоже смолой.
Какой вывод?
--Янтарь и канифоль имеют одинаковый запах. Янтарь тоже смола.
Ребята, на каких деревьях вы видели много смолы?
--На ели, сосне, то есть на хвойных деревьях.
Какой вывод отсюда?
--Янтарь – окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
Физминутка «У меня спина прямая»
И. п. - узкая стойка; руки за спину, в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь: (наклоны вперёд)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два. (повороты туловища)
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два. (повороты туловища)
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (приседания)
Наклонюсь туда – сюда. Ох, прямёшенька спина! (наклоны)
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два. (повороты)
3. Сова интересуется, а знаете ли вы. Ребята, какой янтарь камень – морской или лесной?
--Морской.
А вот и нет. Давайте послушаем, что нам об этом расскажет Сова (демонстрация моделей).
Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой.
А где деревья растут?
--На суше.
Вот представьте себе, обломилась веточка, отщепилась кора – тут же начинает выделяться смола, которая закрывает ранку. Чтобы смола превратилась в янтарь, должно пройти очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй. Под тяжёлым слоем земли смола затвердевала, как камень, и становилась янтарём.
А как янтарь же янтарь попал в море?
Через лес протекала река, вода вымывала из земли этот солнечный камень и несла его с собой. Так янтарь оказался в море. Но не весь янтарь забирала с собой река, какая-то часть осталась в лесу, глубоко под землёй. Шторм размывал морское дно, янтарь всплывал и оказывался вновь на берегу.
Вот такая история.
Спасибо, Сова, тебе за рассказ.
4. Ребята, как вы думаете, почему янтарь опять выбрасывается на берег?
--Янтарь лёгкий камень. В солёной воде не тонет, а всплывает!
Опыт 2.
Ребята, давайте попробуем доказать это. Подойдите к столам и посмотрите, перед вами стаканы с водой, кусочки янтаря. Сначала мы проверим, утонет ли янтарь в простой воде? Что для этого мы должны сделать?
--Опустить янтарь в стакан с водой.
Но, не спешите! Давайте, для сравнения опустим ещё и простой камень и посмотрим, какой из них утонет быстрее.
--Янтарь и камень утонули. Простой камень утонул быстрее, потому что он тяжелее янтаря.
Почему утонул янтарь?
--Вода пресная. Янтарь тяжелее пресной воды.
Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл?
--Воду в стакане надо посолить.
Давайте посолим. А чтобы было удобно это сделать, достаньте камушки и положите их на салфетки. Теперь хорошо посолите воду и опять вновь опустите янтарь и простой камень. Что мы видим?
--Янтарь всплыл.
Почему?
--Янтарь легче солёной воды.
А простой камень?
--Он не всплыл, он тяжелее солёной воды.
Какой можно сделать вывод?
--Янтарь - лёгкий камень и всплывает в солёной воде.
Совершенно верно, садитесь ребята.
5. Ребята, Сова приготовила для вас разные кусочки янтаря. Возьмите их и внимательно рассмотрите, и пофантазируйте, чтобы вы из них сделали?
--Бусы, браслеты, колечки и т. п.
А теперь положите янтарь на ладошки и скажите какого он цвета?
--У меня янтарь белого, у меня жёлтого цвета, а у меня тёмного.
Оказывается, ребята, янтарь бывает разных цветов – от белого до тёмного, почти чёрного. К сожалению, ребята, Сове уже пора возвращаться домой и она просит рассказать, что интересного и нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Ребята, мудрая Сова благодарит вас за внимание. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с ней.