МААМ-картинки

Использования развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений у старших дошкольников

Света Бабенко
Использования развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определённые математические навыки нужны каждому человеку. Формирование математических представлений у детей способствует развитию памяти, речи, мышления, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Публикация «Использования развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

В непосредственной непрерывной образовательной деятельности дети затрудняются увеличивать и уменьшать числа, решать логические задачи, разгадывать ребусы, что свидетельствует о недостаточном уровне развития логического мышления, а в будущем вызовет затруднение в обучении математике в школе.

Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что предметно развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, пробуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Таким образом, проблема создания предметно - развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада. А это значит, что передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.

В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что именно через оформления групповой комнаты, можно довести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

Цель: создание условий для математической деятельности детей.

Задачи:

1. Формировать качества личности ребёнка, необходимые для успешного владения математикой : целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.

2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе.

3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Все эти задачи по развитию у детей математических способностей. Это позволяет не только знакомить детей с информацией через оформление математического уголка.

В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую разнообразные формы работы. Это игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов.

Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребёнок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определёнными предметами.

Наиболее часто использую следующие игры : геометрическое домино, «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», квадрат «Воскобовича», «Чудо – соты», «Чудо – крестики», блоки «Дьенеша», «Сложи узоры».

Дидактические игры организую во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере.

Хочется подробно остановиться на использовании в педагогической деятельности блоков Дьенеша. Использую блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, мои воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Логические блоки Дьенеша – это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и жёлтого цветов). Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. В процессе НОД детям предлагаю разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера. Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе.

Для успешного обучения детей дошкольного возраста математике результативно использую головоломки. Задача головоломки состоит в построении различных геометрических фигур и схематических изображений людей, растений, животных.

Я хочу рассказать о некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Вьетнамская игра» - это круг, разрезанный на 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых. Использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества. Математическую игру – конструктор «Вьетнамскую игру» использую во время проведения НОД познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы.

Для развития логического мышления у детей, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазию, логики, применяю в практической деятельности игру – конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу «оригами», трансформируемые в объёмные формы. Эта игра явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. Мои воспитанники с удовольствием играют, с квадратом Воскобовича, параллельно обучаясь элементарным основам математике.

Уголок занимательной математике – это специально отведённое, тематически освещённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике, детской художественной литературы. Организую его, использую обычные предметы детской мебели : стол, шкаф, полочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалом. Этим самым предоставляю детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими, небольшой подгруппой. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счёта, помогает моим воспитанникам занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.

На столике поместила игры по направлению:

• логическое мышление;

• цвет, форма, размер;

• сравнение.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности воспитанников: магнитную доску, счётные палочки.

Следовательно, организация занимательной математики качественно решает вопросы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В уголок «Занимательная математика» работают рубрики:

* «Отгадай-ка»;

* «Весёлый счет»;

* «Лабиринты»;

* «Ребусы, головоломки».

В рубрике «Отгадай-ка» размещены загадки на логическое мышление, рифмованные задачи.

В рубрике «Весёлый счет» можно найти: считалки, пальчиковые игры, задания на закрепление числового ряда, порядкового счёта.

В «Лабиринте» предлагаются задания на ориентирование в пространстве, которые формируют внимательность, усидчивость, воображение.

В рубрике «Ребусы» можно найти: математические ребусы, различные головоломки на логику, которые развивают логическое мышление, память.

Творческие работы детей использую для закрепления пройденного материала, а также для занятия в математическом уголке, в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста дала положительные результаты. У воспитанников повысился интерес к интеллектуальным играм

Публикации по теме:

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использования развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 16 января 2021 в 10:35
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использования развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Света Бабенко (УИ 463960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД