Светлана Юртаева
Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования физкультурно-оздоровительная педагогическая деятельность является самым приоритетным направлением в ДО – вот почему именно на нее и должны направляться наибольшие творческие усилия педагогов и родителей. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья. В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, а также с нарушениями познавательной и двигательной деятельности и ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.
Публикация «Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из наиболее важных проблем современного общества. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- развивающей деятельности становятся перспективным средством работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий : театрально-игровая деятельность; сказка-терапия; пальчиковый театр; куклотерапия; мышечная релаксация; дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; артикуляционная гимнастика; пальчиковые гимнастики; физкультурные минутки; гимнастика для глаз.
Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедических занятиях. Это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяется такой метод как биоэнергопластика. Это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У дошкольников с речевыми нарушениями речевое дыхание обычно поверхностное, аритмичное.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, выводят из стресса, повышают иммунитет. Используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны: пальчиковые игры с мелкими предметами; пальчиковые игры со скороговорками; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т. д. пальчиковый театр; театр теней; суд-жок – терапия; прищепочный массаж.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Виды физминуток:
- оздоровительно- гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”;
- танцевальные физкультминутки. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, дети танцуют, кто как умеет;
физкультурно-спортивные физкультминутки Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте;
подражательные физкультминутки зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение;
двигательно-речевые физкультминутки Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Сказкотерапия—пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии является гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира;
- развитие речи, умения выражать свои мысли, фантазии и воображения;
- формирование способности слушать другого, следить за ходом его мыслей;
- развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон;
- развитие эмпатии;
- расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний.
Алфавит телодвижений. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также использовалась игра «Подвижный алфавит».
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, что 26% педагогов и 81% родителей не знакомы с технологиями здоровьесбережения в развитии речи. Приоритетным направлением в нашей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, с использованием здоровьесберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, с использованием здоровьесберегающих, технологий для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых, на прогулках.
Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. В работе с родителями используем следующие формы работы : беседа, анкетирование, тестирование: коллективные и индивидуальные.
Построенная таким образом работа помогает привлечь родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и сделать их активными помощниками для реализации поставленных задач и получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы. Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты: снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.