МААМ-картинки

Использование элементов изотерапии в системе коррекции поведенческих нарушений детей

Лейла Щербина
Использование элементов изотерапии в системе коррекции поведенческих нарушений детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество – верная

дорога к сердцу ребенка».

В. А. Сухомлинский

В наше время, наряду с общими проблемами здоровья, все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере, а также трудности в поведении. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, склонности к страхам, замкнутости, демонстративности. Особенно ярко поведенческие нарушения проявляются у детей с ОВЗ (в нашем дошкольном учреждении 4 коррекционные и 2 комбинированные группы). Однако сегодня я буду рассказывать о работе с детьми, чье развитие происходит в рамках нормы.

Публикация «Использование элементов изотерапии в системе коррекции поведенческих нарушений детей» размещена в разделах

Среди психологических особенностей, провоцирующих нарушения поведения, обычно выделяют:

- недостаточное развитие коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- чувство обиды, тревоги, одиночества.

В работе с детьми с нарушениями поведения очень важно использовать гибкие формы психокоррекции. В свою работу по коррекции поведенческих нарушений я включаю элементы арт – терапии. Более подробно хочу рассказать своем опыте использования изотерапии. Особенно эффективна такая работа с агрессивными, гиперактивными детьми.

Основная цель изотерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Также изотерапия применяется для формирования положительных взаимоотношений, психологической коррекции имеющихся поведенческих нарушений у детей.

Применение элементов изотерапии требует наличие набора различных изобразительных материалов: краски, кисти, карандаши, восковые мелки, бумага разных форматов и оттенков. Также при создании коллажей, различных композиций понадобятся журналы, газеты, цветная бумага, открытки, можно использовать листья и семена растений, веточки, перышки и так далее.

С какими целями можно применять изотерапию в работе с детьми.

1. Наладить контакт между психологом и ребенком (использование совместного рисования).

2. Использовать полученный материал для диагностических заключений. Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Также дети менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Поэтому их переживания, запечатленные в рисунках, легко доступны для восприятия и анализа.

Пример некоторых техник и методик, которые я использую с диагностической целью.

Техника «Барашек в бутылке».

Методика «Рисунок семьи», «Три дерева» и так далее.

3. Дать социально-приемлемый выход негативным чувствам. Это хороший способ безопасно выпустить «пар», снять напряжение.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять, или не осознает.

1.5. Испытать чувство удовлетворенности, развить художественные способности, повысить самооценку.

В зависимости от методов изотерапии психолог определяет форму проведения занятия. Используют 2 основные формы методики: пассивная форма (ребенку дается тема в зависимости от ситуации, активная форма (педагог не ставит никаких задач).

Особое внимание хочется уделить методике проективного рисунка. Используется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка является выявление проблем и переживаний ребенка. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить возможность детям выразить на рисунке свои мысли и чувства. Темы эти могут быть самыми разнообразными и касаться различных проблем. Также проективное рисование используется как составляющая коррекционной работы. Происходит разрешение конфликтной, травмирующей ситуации в символической форме за счет эмоционального включения в процесс рисования.

Классификация методик в проективном рисовании (по Кратохвилу).

1. Свободное рисование. Каждый рисует индивидуально. Тема задается или выбирается детьми самостоятельно. По окончании рисования задаются вопросы.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, каждая пара совместно рисует определенную тему, при этом вербальный контакт исключен. После создания рисунка происходит обсуждение. Обсуждаются не художественные достоинства, а те мысли, чувства, которые возникали в процессе рисования, отношение детей друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование. Вся группа молча рисуют на одном листе (например, настроение, наш день в группе, мои друзья и так далее). По окончании проходит обсуждение. Также в процессе рисования можно отметить участие каждого ребенка, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми.

1.4. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, добавляя что-то и так далее.

Еще одна техника изотерапии, которую я использую в работе не так давно, мандалотерапия.

Мандала - санскритское слово, первичное значение которого – «магический круг». Впервые Карл Густав Юнг впервые ввел это слово в западную философию. По Юнгу, метод мандалы — это путь к нашему «центру», так называемая самость. Мандала — это определенная карта внутреннего мира. А ведь дети открывают ее для себя довольно таки в раннем возрасте. В искусстве детей мы видим солнышки, различные круги с крестиками и так далее.

В чем же польза мандалы для детей? При разукрашивании или создании мандал происходит снятие психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, коррекция агрессивного поведения, повышение самооценки, преодоление импульсивности, трудностей в общении со сверстниками, развитие произвольности, внутреннего равновесия, мелкой моторики рук, а также активизация интегрированных процессов в бессознательное.

Мандалы можно использовать с целью диагностики актуального настроения — рисование в белом круге, с целью изучения групповых взаимоотношений — создание коллективной композиции, с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы — задается тема (например, раскрасить круг символизирующий семью, дружбу, любовь, злость, гнев).

Перед созданием мандалы необходимо настроиться на работу. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Наример:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Процесс рисование проходит под спокойную музыку.

При работе с детьми необходимо придерживаться следующих правил.

1.1. Мандалы — раскраски предлагаются ребенку на выбор несколько штук. Пусть он выберет то, что ему ближе по настроению.

1.2. Материалы для работы и цветовую гамму ребенок выбирает самостоятельно.

3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.

4. Взрослый не вмешивается в работу ребенка без его согласия, избегает комментариев по поводу работы.

5. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

6. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату (при затруднении помогаем корректными вопросами, например «Что ты чувствовал, когда рисовал?», «Что это?»).

На начальном этапе работы я знакомлю детей с искусством мандалы. Чтобы научить ребенка красиво раскрашивать мандалы -раскраски, я говорю о том, что одинаковые элементы раскрашивают одинаково. Можно просто дать ребёнку распечатанную мандалу и предложить раскрасить, как он хочет. Одновременно себе взять такую же и закрасить её уже с соблюдением правил орнамента. При создании собственной мандалы говорим, что в центре помещается любой элемент. А от него к границам он может располагать все, что хочет.

На что следует обратить внимание на рисунке:

- центр – непосредственно то, что является «Я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Если в центре внушительная фигура, которая занимает большую часть или вся мандала является центром (дети рисую солнышко, мордочку) – это говорит об устойчивой жизненной позиции, о зрелости личности.

- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Очень плотная линия круга может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Гиперактивные дети чаще выходят за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

Мандала – терапия помогает ребенку духовно восполнит то, чего не достает ему в жизни.

   Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

Еще одна техника – кляксография – которую я включаю в работу с детьми с нарушениями поведения. Дети рисуют кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями.

Целями кляксографии можно назвать развитие креативности, творчества, образного мышления, повышение уверенности в себе. Но главная цель кляксографии в психологии — избавление от страха неудачи, который часто присутствует у детей.

При использовании этой техники необходимо подготовить рабочее место. Стол застелить клеенкой, приготовить салфетки, краски, кисти, нити, трубочки. Потому что кляксы останутся не только на листах бумаги. Перед началом работы я заинтересовываю детей. Можно провести небольшую беседу, прочитать стих, сказку и так далее. В процессе рисования я предпочитаю включать аудиозапись классической музыки или детские песенки.

Техник кляксографии существует много. В своей практики я использую следующие техники :

растекание – на картон капают в произвольной форме капли краски разведенной с водой. Затем лист наклоняют в разные стороны, позволяя каплям растекаться, создавая необычные формы.

кляксография с трубочкой – капаем на бумагу каплю краски разведенной водой, затем вставляют в нее трубочку и раздувают в разные стороны.

кляксография с ниткой – в палитре разводим немного краски с водой. Затем нитку в произвольном порядке выкладываем на лист, накрываем ее другим листом и аккуратно вытягивают.

дорисовывание готовой кляксы – на листе бумаги нарисована клякса. Дети дорисовывают ее деталями, линиями чтобы получился какой- то образ или предмет. Придумывают ему название.

Использование кляксографии именно тот метод, который снимает зажатость ребенка, накопившуюся агрессию, повышает самооценку.

При использовании в коррекционной работе изотерапии необходимо помнить, что основная ее задача - переход негативных чувств к решению проблемы. Ведь мало рассказать о проблеме, надо с ней что-то сделать. Создавая рисунок, ребенок находит подход к сложным ситуациям, постепенно меняя свое творчество в более привлекательный вид и тем самым меняется сам.

Литература.

1. Тарарина. Е. Практикум по арт – терапии в работе с детьми. – М. : ООО «Вариант» 2019. – 250 с.».

2. Киселева М. В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

3. https://puzkarapuz.ru/content/1864

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая) Применение ИКТ на занятиях усиливает : - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. А также.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть первая) Древняя мудрость гласит:"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов изотерапии в системе коррекции поведенческих нарушений детей
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 11:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов изотерапии в системе коррекции поведенческих нарушений детей» (включая файлы) размещена пользователем Лейла Щербина (УИ 344370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД