надежда пермякова
Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ИКТ на занятиях усиливает :
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
А также способствует:
- облегчению овладения сложным материалом.
- снятию психологического напряжения школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель;
- повышению эффективности ученического труда.
Время ставит перед педагогом задачи:
Публикация «Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)» размещена в разделах
• учить детей, не принуждая;
• развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
• сделать учение радостным.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях где применяется ИКТ.
Каждое задание – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыкам. И от того, какие задания подбирает педагог к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит результативность занятия, а также степень активности и самостоятельности воспитанников.
Поскольку компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому занятию.
Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности педагога. И это даёт возможность предать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.
Система адаптируется под индивидуальные особенности ребёнка. Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У воспитателя появляются возможности оптимизации учебного-воспитательного процесса, активизации деятельности воспитанников и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.
Современные требования к занятию любого типа довольно большие. Вот некоторые из низ:
Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:
• Владеть основами работы на компьютере.
• Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
• Владеть основами работы в Интернет.
Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждое занятие должно быть неразрывно связано с предыдущим. Во время проведения каждого занятия педагог использует различные группы методов обучения: словесные, практические, наглядные. Выбор метода определяется особенностями детей. Важное значение в коррекционной школе имеют наглядные методы обучения.
В настоящее время в школах большинство педагогов используют всевозможные технические средства обучения. Это и кинопособия, и звукозаписи на различных носителях, эпидиаскопы, кодоскопы и т. п. Имеются попытки использования телевизионных учебных программ, видеоматериалов, компьютерных программ.
Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной деятельности, актуальной для детей данного типа.
Наиболее адекватной формой организации обучения является введение ребенка в проблемные ситуации, а не преодоление знаний в готовом виде.
Программированные задания составляются таким образом, чтобы воспитанник, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т. е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.
Наблюдения показали, что воспитанники коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ребёнок работает в доступном ему темпе. Нет необходимости отводить специальное время на проверку самостоятельной работы и, следовательно, экономится время и воспитанника, и педагога.
Компьютер, являясь универсальным средством для обработки информации, позволяет демонстрировать как динамические, так и статические, как аудио-, так и видео образовательные ресурсы. На сегодняшний момент он является едва ли ни самым доступным техническим средством в школе, т. к. многие ТСО уже физически устарели. В школы централизовано поставлялись различные обучающие диски по разным предметам, также педагоги сами приобретают диски по своим предметам. Но не все они, или не всё в них, устраивает: либо это несоответствие программе, по которому педагог ведет обучение, или структуре занятия, которое он задумал; либо представление информации в данном ресурсе мало чем отличается от представления информации в обычном учебнике. Поэтому педагог вынужден сам создавать собственные образовательные ресурсы.
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерная программа Power Point уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций.
1. Мультимедийная презентация как дидактическое средство
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т. д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.
Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft Power Point.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на занятии и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т. к. именно здесь педагог имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Презентацию можно использовать на любых этапах. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно всё занятие провести с помощью мультимедийного сопровождения. Презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создать мотивацию обучения. Презентация позволяет создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение.
Преподаватель при помощи показа мультимедийной презентации сосредотачивает внимание на главном, выделяет главные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснениями, рассказом. Презентации дают возможность:
-четко выделить структуру материала, который изучается;
-создать наилучшие условия для произвольного запоминания;
-показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть суть и закономерность явлений, которые изучаются;
-демонстрировать явления;
-показывать целые схемы, выведение формул, уравнений и отдельных их частей.
Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:
• На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.
• На этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.
• На этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.
На этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.
Но применение презентации не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале педагога. Применение презентации должно быть оправдано. Если занятие по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет – от неё лучше отказаться и провести занятие с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).