Марина Шитвина
Использование элементов геймификации для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир дол-жен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Современная система дошкольного образования детей ориентирована на единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являю-щийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах до-школьника, семьи, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции опре-деленных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития воспитанника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Возникает необходимость интенсификации педагогического процесса, поисках новых эффективных средств и способов реализации требуемых результатов.
Среди множества технологий и методик воспитания и обучения актуальным становится применение игровых методик по развитию речи у до-школьников. Привлечение игры в процесс обучения не является чем- то новым. К. Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный однообразный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он отмечал «…для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная состав-ляющая, и он сам распоряжается своим творением». Игровые технологии сегодня используются не только учителями-логопедами, но и педагогами ДОУ в формате «гейм-игр». Что же такое «геймификация»?
Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в не-игровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном, про-граммном обеспечении с целью повышения эффективности обучения и мотивации обучающихся.
С чем связан рост популярности этих гейм-технологий? Любой ребёнок, даже дошкольник, попав в привычную для себя среду, больше интересуется информацией. Собственный опыт или путешествия с любимыми героями всегда нагляднее и интереснее, нежели устная речь педагога. Компьютерные игры позволяют визуализировать сделать инте-реснее образовательный процесс по развитию связной речи дошкольников.
Игра для дошкольников становится ведущей в психическом развитии ребёнка. В игровой ситуации развивается воображение, формируется но-вый уровень обобщения, создаются условия для запоминания и припоминания, активно развивается его речь. Подбирая развивающую «гейм-игру», педагог, прежде всего, оценивает, чем конкретно он будет заниматься. Игровые задания, предложенные в «гейм-игре» направлены на последовательное закрепление понятий и представлений о звуке [Р] и букве, развитие фонематического восприятия, внимания, мышления, умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы педагога. Постепенное расширение объёма словаря позволяет формировать слоговую структуру слова, построению фразы, её грамматическому и интонационному оформлению.
Я предлагаем для развития речи следующие речевые игры:
1. Игра «Найди на картинке букву Р и произнеси»
Цель игры: нахождение заданной буквы по словесной инструкции.
Задачи: формировать навык владения компьютерной мышью
(мышкой наводить курсор на букву, нажимать изолированно про-износить звука Р).
2. Игра «Собери грибы в корзину»
Цель игры: закрепление произнесения Р в словах со стечением со-гласных звуков, развитие слухового внимания.
Задачи: согласовывать числительные с существительным, формировать навык владения компьютерной мышью (мышкой наводить курсор на гриб, нажимать и переносить гриб в корзину, развивать связную речь- один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов и т. д).
3. Игра «Свари борщ и компот»
Цель игры: развитие словарного запаса слов, автоматизация звук Р в словах, предложении.
Задачи: называть названия овощей и фруктов, закрепить навыки счёта, классифицировать овощи-фрукты (мышкой наводить курсор на овощ/фрукт, нажимать и переносить его в казанок, при этом объяснить свои действия. В борщ я положу один перец, одну морковь… В компот я положу две груши, виноград, персик и т. д Компот получится фруктовый, вкусный, ароматный).
4. Чистоговорки «Запомни и повтори»
Цель игры: развитие фонематического слуха.
Задачи: автоматизировать звук Р, развивать темп, ритм, интонационную выразительность речи (запомнить строчку чистоговорки и повторить, выделяя голосом звук Р).
5. Игра «Четвёртый лишний»
Цель игры: развитие внимания, мышления.
Задачи: контролировать произношение в самостоятельной речи, классифицировать, обобщать, находить лишний предмет, развивать диалогическую речь. (по словесной инструкции педагога находить в ряду лишнюю картинку и на карточку класть картинку объясняя свой выбор).
6. Игра «Рассели по домикам»
Цель игры: соотнесение существительных мужского, женского рода в единственном числе.
Задачи: закрепить навык произнесения звука Р, упражнять ребёнка в правильном употреблении местоимений -МОЙ, -МОЯ. Развивать внимание, мышление, формировать навык владения компьютерной мышью (мышкой наводить курсор на предмет, нажимать и переносить предмет к нужному домику, объяснять сделанный выбор- Помидор он мой. Арбуз он мой. Узор он мой. Кошка она моя. Роза она моя и т. д).
7. Составь рассказ.
Цель игры: формирование умений и навыков составления рассказа по сюжетным картинкам.
Задачи: расширять словарь и формировать грамматический строй речи, слушать вопрос педагога и отвечать на него.
При использовании на занятиях речевых «Гейм-игр» и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом.
Таким образом, речевые игры у дошкольников формируют все качества необходимые для успешного обучения в школе.
Список литературы:1. О. С. Гомзяк Я буду писать правильно. Альбом для упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы/О. С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ, 2016.- 48 с.
2. Н. С. Жукова Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Р. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998-320с.
3. В. А. Киселёва Двигаемся, рисуем, говорим. - М: ТЦ Сфера, 2007.-32с. (конфетка).(8)
4. Е. В. Морозова Занимательная фонетика-2. В мире звуков и букв. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-32с. (Конфетка). 25/8