Лучший педагог года

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио

Линина Лисицкая
Использование электронных пособий на уроке сольфеджио
▼ Скачать +Заказ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО»

Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных для изучения в детских музыкальных школах.

Вопрос о выживаемости предмета стоит как никогда остро. В современных условиях содержание учебного предмета и методика преподавания должны постоянно доказывать свою многостороннюю эффективность. Поэтому главный вопрос - как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и востребованным новым поколением учащихся? Вот здесь и может помочь новая технология средств обучения. С помощью синтезаторов, компьютеров, караоке, фонограмм можно не только разнообразить формы работы на уроке, но и пробудить интерес к предмету не только у учащихся, но и у самих преподавателей.

Публикация «Использование электронных пособий на уроке сольфеджио» размещена в разделах

Еще полвека назад А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы педагога-сольфеджиста :

«Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически-действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена.» [2. 22]

Для начала попробуем представить себе среднестатистического ученика музыкальной школы начала XXI столетия. Снабжённые мобильными телефонами, плеерами, они мало похожи на нас самих в детстве. А дома их ожидают компьютеры и синтезаторы, заменяющие им книги. Благодаря новым технологиям, используя неограниченные возможности интернета, ребенок может получить доступ практически к любой информации, в том числе музыкальной.

Буквально за несколько лет школа «подсела» на новые образовательные технологии, включая информационные. Компьютер в классе стал привычным. Наверное, пришло время выяснить, какие требования следует предъявлять к уроку в музыкальной школе. Что нужно использовать на уроках, а что нет, чтобы отношение к музыкальным дисциплинам не были негативными, специфика их преподавания должна существенно меняться.

В центре внимания появляются различные инновационные методики, интерактивные программы, современные технологии. Конечно, можно обойтись и без компьютера, но с ним интересно не только ученику, но и преподавателю, хотя и доставляет последнему лишние хлопоты. Но ведь инновации - это обозначение новых целей и простор для фантазии. Хотя придётся хорошо потрудиться, чтобы освоить компьютерные программы. Интерактивное оборудование - неотъемлемая составляющая урока в современном общеобразовательном заведении, а также перспектива, к которой стремятся учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальные школы. Качество теоретической подготовки учеников давно является важным показателем уровня музыкальной школы.

Хорошим подспорьем на уроках сольфеджио может стать пение известных детских песен с караоке. Диски сегодня доступны, например серия «Караокемания» предлагает продукцию и для малышей с мульти - караоке и детские популярные песни для детей постарше. Пение с караоке -это не просто развлечение, ведь спеть с «минусом» чисто и ритмично тоже не просто. Минусовая фонограмма помогает вырабатывать чистоту интонации, ритмичность, четкость и выразительность исполнения. Это и помогает в развитии слуха. Конечно, всё это требует обстоятельной методической работы. На основе пройденных песен можно давать учащимся различные задания с разной степенью сложности.

Для старших учащихся есть российская программа «Караоке сольфеджио» на основе популярной классической музыки, например методика В. Кирюшина - пение мелодических примеров различной трудности под «минус» с нотными примерами, которые соответствуют программе по сольфеджио для ДМШ.

В наших школах стали появляться и интерактивные доски. Это не просто большой телевизор, это огромный выбор материала, его применение, причём дети могут многое делать и сами, а какой простор для творчества! Прежде всего, широкие возможности разнообразной и эффективной работы с классом на современном уровне. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет преподавателю создавать собственные наглядные мультимедийные ресурсы и использовать специально разработанные готовые уроки.

Пример№1

Например, при изучении длительностей можно использовать яркие картинки. Дети прохлопывают слова со слайда, выбирают нужный ритмический рисунок, и сами обводят стилусом нужную картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.

Пример №2 Конечно, прежде чем учить детей с использованием ИКТ, проверять на практике эффективность обучения, надо самому хорошенько осваивать всю эту технику.

Как продукт для подробного знакомства - российская программа «Музыкальный класс» предполагает самое первое знакомство детей с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония".

Пример №

Все разделы, а их семь,

познакомят учащихся с музыкальными звуками

с нотным письмом, длительностями нот, с музыкальными размерам, гаммами, интервалами и всем тем чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным. Таким образом “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.

Пример №4

Ещё одна интересная обучающая программа «Школа музыки» Обучающая игра для детей 4-8 лет. Домовенок Бу и девочка Бунька приглашают вашего ребёнка в настоящую музыкальную студию!

В предложенных конкурсах реализованы разные механизмы обучения: ребенок запоминает предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по нотам воспроизводить звуки.

Очень интересная развивающая компьютерная игра для младших школьников «Круглая компания», «Смешарики» предоставляет для нас возможность изучения нового материала, а именно нотной грамоты, с помощью игры-задачи, где целью игры является познакомить ребенка с нотами и развивать музыкальный слух.

Пример №5

Данную игру хорошо использовать для обучения нотной грамоте младших школьников 1-2 класса.

Есть игры и для учащихся средних классов.

Компьютерная развивающая игра «Дракоша в мире музыки» от издательства «Media-Сервис 2000» используется для обучающихся 3-4 классов.

Анимированный герой не только рассказывает детям все о различных музыкальных инструментах и композиторах,

но и готов дать уроки игры на фортепиано, не прочь поиграть в «Угадай мелодию» и спеть знакомые детские песенки. Все полученные знания можно проверить с помощью тестов, которые даются в каждом разделе игры. И таких программ и интерактивных игр и пособий можно найти в всемирной сети, было бы желание. Конечно. это не заменит кропотливой работы над слухом, ритмом и интонацией на уроке, поможет разнообразить урок и заинтересовать детей.

Инновация- это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и от преподавателя требуется самостоятельная работа по освоению электронных методических ресурсов. Этого не избежать, ведь за компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Используемая литература

1. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике книга 1: Стратегии и методики. – М, Издательский дом «Классика –XXI», 2007.

–128 с.

1. Берак, О. В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке,/ Берак О. В., Красева, М. В. /– М. : Издательский дом «Классика –XXI», 2006.–224 с.

2. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе /Горюнова, М. А. Семёнова Т., Солоничева М. / Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб. : БХВ – Петербург, 2010–336с.

3. Шафрин, Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2: Офисная технология и информационные системы. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 336с.

Например, при изучении длительностей можно использовать яркие картинки. Дети прохлопывают слова со слайда, выбирают нужный ритмический рисунок, и сами обводят стилусом нужную картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.

Пример №2

Конечно, прежде чем учить детей с использованием ИКТ, проверять на практике эффективность обучения, надо самому хорошенько осваивать всю эту технику.

Как продукт для подробного знакомства - российская программа «Музыкальный класс» предполагает самое первое знакомство детей с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония".

Пример №3

Все разделы, а их семь,

познакомят учащихся с музыкальными звуками

с нотным письмом, длительностями нот, с музыкальными размерам, гаммами, интервалами и всем тем чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным. Таким образом “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.

Пример №4

Ещё одна интересная обучающая программа «Школа музыки» Обучающая игра для детей 4-8 лет. Домовенок Бу и девочка Бунька приглашают вашего ребёнка в настоящую музыкальную студию!

В предложенных конкурсах реализованы разные механизмы обучения: ребенок запоминает предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по нотам воспроизводить звуки.

Очень интересная развивающая компьютерная игра для младших школьников «Круглая компания», «Смешарики» предоставляет для нас возможность изучения нового материала, а именно нотной грамоты, с помощью игры-задачи, где целью игры является познакомить ребенка с нотами и развивать музыкальный слух.

Пример №5

Данную игру хорошо использовать для обучения нотной грамоте младших школьников 1-2 класса.

Есть игры и для учащихся средних классов.

Компьютерная развивающая игра «Дракоша в мире музыки» от издательства «Media-Сервис 2000» используется для обучающихся 3-4 классов.

Пример №6

Анимированный герой не только рассказывает детям все о различных музыкальных инструментах и композиторах,

но и готов дать уроки игры на фортепиано, не прочь поиграть в «Угадай мелодию» и спеть знакомые детские песенки. Все полученные знания можно проверить с помощью тестов, которые даются в каждом разделе игры. И таких программ и интерактивных игр и пособий можно найти в всемирной сети, было бы желание. Конечно. это не заменит кропотливой работы над слухом, ритмом и интонацией на уроке, поможет разнообразить урок и заинтересовать детей.

Инновация- это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и от преподавателя требуется самостоятельная работа по освоению электронных методических ресурсов. Этого не избежать, ведь за компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Используемая литература

1. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике книга 1: Стратегии и методики. – М, Издательский дом «Классика –XXI», 2007.

–128 с.

1. Берак, О. В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке,/ Берак О. В., Красева, М. В. /– М. : Издательский дом «Классика –XXI», 2006.–224 с.

2. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе /Горюнова, М. А. Семёнова Т., Солоничева М. / Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб. : БХВ – Петербург, 2010–336с.

3. Шафрин, Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. Ч2: Офисная технология и информационные системы. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 336с.

Публикации по теме:

«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы) Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду «Золушка» в младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется.

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Ознакомление детей 3–5 лет с предметным миром с использованием электронных пособий Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Закономерности психического развития детей младшего и среднего дошкольного.

«Зимние Ёлочки», «Солнышки» — использование сшитых из клеёнки пособий для дидактических, подвижных игр и основных движений«Зимние Ёлочки», «Солнышки» — использование сшитых из клеёнки пособий для дидактических, подвижных игр и основных движений Цель. Учить детей видеть, находить, называть отличительные признаки в одинаковых на первый взгляд предметах; закреплять умение считать,.

Достоинства и недостатки использования компьютерных игр и электронных учебных пособий в работе с детьми в ДОУ Статья была опубликована в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции «Информационное образовательное пространство детства».

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? Конечно же, нет! Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала,.

Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда Мало кто из вас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о ее взаимосвязи с речью. Что же такое мелкая моторика и.

Мастер-класс «Использование инновационных пособий познавательного центра»Мастер-класс «Использование инновационных пособий познавательного центра» Цель: знакомство педагогов с пособиями познавательного центра, демонстрация приемов работы с детьми. Ход проведения 1. Приветствие. 2.

Использование авторских игр и пособий для преодоления ОНР у детей старшего возраста Цель: Преодоление речевых нарушений у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Задачи: Образовательные: -Развивать координацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование электронных пособий на уроке сольфеджио
Опубликовано: 13 августа 2016 в 14:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование электронных пособий на уроке сольфеджио» (включая файлы) размещена пользователем Линина Лисицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД