Дарья Демидова
Использование ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Автор: Демидова Дарья Сергеевна
Организация: МБДОУ детский сад №56 «Кораблик»
Населенный пункт: Ростовская область, Азовский район, х. Обуховка
Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Публикация «Использование ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».
«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…» Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Целью использования данной технологии является:
развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
с другой- поисковой активности, стремление к новизне;
речи и творческого воображения.
Основная задача использование ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте- это привить ребёнку радость творческих открытий.
В результате занятий с применением технологий ТРИЗ у детей:
снижается чувство скованности;
преодолевается застенчивость;
повышается уровень познавательных способностей.
ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Основной критерий в работе с детьми — доходчивость и простота в подаче материала в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации — вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, — характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Работу по развитию математических способностей детей дошкольного возраста мы выстраиваем через основной вид деятельности дошкольника – игру. В игре дети более открыты, легче идут на контакт, активнее проявляют инициативу. ТРИЗ хорошо интегрируется во все области математического развития.
Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ,которые используем в совместной партнерской деятельности, в групповой и индивидуальной форме.
ИГРЫ
Игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.
Воспитатель бросает мяч, задавая вопросы:
Ты ответь мне будь добра, что ты делала вчера?
Ребёнок, возвращая мяч, воспитателю отвечает на вопрос
Рисовала лес.
В. Все ли сделала, что хотела?
Д. Нет, ещё хотела….(отвечает что планировала сделать ещё)
В. За сегодня что успела?
Д. например: поиграла с Машей в куклы
В. Я ещё узнать хотела, что ты завтра делать будешь?
Д: например буду играть в парикмахерскую.
Очень нравятся ребятам «Математические лабиринты»
Цель : - выполнение математических упражнений.
Задачи: упражнять в количественном счете в пределах 10;
закреплять представление о геометрических фигурах;
упражнять в умении двигаться в заданном положении.
Найди и сосчитай одинаковые предметы и поставить соответствующую цифру, сколько точек на кубике, пронумеруй картинки так, чтобы получился рассказ.
Провели КВН по теме: «Путешествие в царство Математики».
Цель: Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя находчивость, смекалку, взаимопомощь. Доставить детям радость и удовольствие от игр, развивающей направленности.
Ход игры: Участвуют 2 команды «Круг» и «Квадрат». Было несколько конкурсов:
1. «Разминка» задавались вопросы 1 и 2 команде, Например: Назовите самый короткий месяц года, сколько дней в неделе, сколько месяцев в году и т. д.
2. Следующий конкурс: «Ходят стрелочки по кругу». На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек, Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные строки. Дети ходят по кругу взявшись за руки. Закончив стихотворение, дети садятся, воспитатель говорит 5 часов и должны в стать те ребята, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12. Игра повторяется 3-4 раза.
3. Очередной конкурс: «Угадай числа». Я буду называть Вам числа, а Вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1. (называются числа 5,6,7, какое число больше 3 или 5, какое число стоит до 7, после 7, назовите соседей числа 8 и т. д.
Игры со «счётными палочками»
Цель: - научить работать со схемами;
познакомить с геометрическими фигурами и их особенностями;
развивать мелкую моторику рук;
изучить цифры и буквы.
Существует много упражнений со счетными палочками: «Выложи по образцу», «изменения заданной фигуры путём удаления определённого количества палочек», упражнение с преобразованием геометрических фигур и т. д.
«Прятки» (упражнение со счетными палочками)
Попросите малыша помочь мышке спрятаться от лисы.
Или построить высокий забор для зайчика, чтобы лиса не смогла забраться к нему.
Также упражнения со счетными палочками развивают подвижность и координацию кистей рук, мышление и сообразительность, усидчивость и самостоятельность.
Игра «Пифагор» на воссоздание фигурных силуэтов.
Цель: - закрепить знание о геометрических фигурах;
развить конструктивное умение.
Увлекательная игра-головоломка для детей среднего и старшего школьного возраста, развивающая сообразительность.
Правила игры: собрать одну из предложенных фигур, при это обязательно использовать все 7 фишек.
Так же с ребятами решали задачки, направленные на школьную тематику и «задачки-шутки».
Цель: - развивать логическое мышление;
развивать фантазию;
направлять творческие возможности на решение разных задач и формировать не только элементарные математические представления, но и кругозор ребёнка.
Игровое задание «Какую пуговицу потерял Рассеянный»
Ребята находили пуговицу по такому описанию: она не зелёная и не жёлтая, не с одной и не с двумя дырками, не большая и т. д.
С ребятами провели игру «Загадай и отгадай слово». Данная игра расширяет словарный запас, закрепляет количественный счет в пределах 10, развивает умение соотносить цифру с буквой и выкладывать слова.
Я подготовила для дошкольников загадки, логические концовки, ребусы, найди звук. Ребятам очень нравятся такие занятия, они расширяют кругозор, развивают речь через загаданные слова, загадки, небольшие стишки. Научившись разгадывать ребусы, ребёнок сможет сам их изобретать. Процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств чем простое разгадывание.
Мною были проведены логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», «Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и занятие на умозаключения по аналогии, логические концовки.
Дошкольникам были продемонстрированы игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п). Цель этого занятия развитие сенсорного восприятия. Задача заключается в умении различать и называть основные цвета, учить группировать предметы по определённому признаку, развивает речь, внимание, логическое мышление, воспитывает усидчивость, умение бережно относиться к игровым фигурам.
Так же мною была разработана д/и «Яблонька», выполненная из фетра, очень реалистичная, яркая, детализированная. Приклеивая фигурки на игровое поле, ребенок совершенствует мелкую моторику рук, мышление, речь и фантазию, а также учится счету до 10, формирует умение соотносить количество предметов с числом.
«Плывет, плывет кораблик».
Цель: развивать моторику рук, зрительную память, внимательность, речь, дыхательную систему, стимулировать интерес детей к играм с природным материалом (вода, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
«Соотнеси предмет с цифрой»
Заключение
Используя в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ, мы убедились, что игры помогают детям быстрее закрепить и расширить знания по математике; овладеть основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта; способствуют развитию гибкости мышления, умению принимать самостоятельные решения. Задача педагогов добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!