Лилия Хайдаровна Подмарева
Использование ТРИЗ-технологий «Круги Луллия в речевом развитии детей с ТНР»
Использование ТРИЗ - технологий Круги Луллия в речевом развитии детей с ТНР
Обоснование актуальности
Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологий „Круги Луллия в речевом развитии детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Пособие позволяет решать следующие задачи:
- уточнять и активизировать словарный запас;
- автоматизировать звуки речи;
- развивать фонематические процессы;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- совершенствовать развитие связной речи;
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» является возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Содержание практики
Пособие «Кольца Луллия» использую в работе с детьми на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Для работы с детьми с ТНР я сделала два вида этих интересных и полезных пособий.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на несколько секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки. Подходы к подбору изображений могут быть разными
Совмещение кругов классического пособия иногда затруднительно, все картинки находятся перед глазами, и это часто отвлекает и без того рассеянное внимание дошкольников. Решением этой проблемы стало применение вот таких кругов Луллия закрытого типа.
В данном пособии используются одновременно два круга. Сами круги располагаются в коробке с отверстием посередине, в котором и совмещаются изображения. Края кругов выходят за края коробки, что обеспечивает удобное вращение.
Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Круги со следующим содержанием:
№1. Картинки с изображением положения языка для артикуляционной гимнастики.
№2. Картинки (стрелочка, часики, качели, заборчик, маляр, грибочек, горка).
№3. Медведь, заяц,скворечник, гнездо, подснежник, бабочка.
№4. Трава, сосульки, солнце, ручеёк, дерево, листок.
№5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.
№6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
№7. Разные формы птичьих клювов.
№8. Разные виды птичьих ног.
№9. Разные виды птичьих крыльев.
№10. Город, деревня, лес, море, горы, болото.
№11. Животные (лев, лошадь, заяц, лиса, свинья, кошка)
№12. Детеныши животных кольца №11.
№13. Символы, обозначающие большой и маленький размер.
№14. Цифры от 1 до 6.
№15. Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.
№16. Любые предметы.
№17. Хвосты животных кольца №11.
№18. Лапы животных кольца №11.
№19. Предметы (коса, шишка, вертолет, мальчик, бублик, клюква)
№20. Игрушки (коза, мишка, самолет, кораблик, зайчик, кукла)
Описание работы по предложенному материалу:
Варианты заданий.
1. Д/и «Посмотри и покажи»
Цель: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.
Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка, маляр, стрелочка, горка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Д/и «Составь предложение» кольца - №3 и №4
2. Игры на подбор пары
Цель игр:
- совершенствование лексико-грамматического строя речи
- закрепление навыка словообразования и словоизменения.
- расширение и активизация словаря
Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.
3. Игры на развитие творческого воображения
Цель игр:
- совершенствование навыка речевого общения
- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
- развитие речевого творчества, связной речи
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Д/и «Подбери рифму» - кольца №19 и №20,
Описание: На 1 круге, предметные картинки, на 2 круге картинки, подходящие по рифме (коза-коса, мишка-шишка и т. д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их.
Д/и «Сочиняй-ка» - кольцо №19, кольца - №11 и №12
В игре «Сочиняй-ка» придумывают предложения, рассказы, сказки.
Воспитатель: Какими игрушками ты любишь играть? Жители твоего игрового уголка могли бы рассказать немало интересных историй. Возможно, им бывает весело и грустно, интересно и скучно.
- Сочини истории, героями которых будут твои игрушки.
- Плюшевый Мишка начал свой рассказ так: «Я обрадовался, когда меня подарил Дед Мороз одному мальчику…».
В игре на развитие творческого воображения подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12.
Результаты практики
Таким образом, считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. Применение многофункциональной дидактической игры «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Мы активно осваиваем данную технологию, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.
Список методических материалов:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты к ООП ДОУ.
2. Логопедический сайт «Болтунишка». // https://www.boltun-spb.ru/mini.html.
3. Н. В. Новоторцева, Развитие речи детей и коррекция ее недостатков. https://psihdocs.ru/razvitie-rechi-detej-i-korrekciya-ee-nedostatkov.html
4. [«Обруч» №4, 2004г, Л. Логинова «Кольца Луллия»].