Касаткина Алина Алексеевна
Использование технологии «Линейный календарь» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы
существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время – это сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно мы педагоги используем
модели часов и матричный календарь.
Публикация «Использование технологии „Линейный календарь“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.
Эту технологию мы стали внедрять в подготовительной группе. Линейный календарь дети восприняли «на УРА!»
Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее, чем матричный
календарь. Процедура проведения работы с календарем очень проста. На вечернем сборе вместе с детьми, мы обсудили материал, из которого будет сделан календарь, обозначение символов, график заполнения. Календарь дети создают сами, а зачеркивает даты взрослый. Шаг за шагом, мы стали оформлять линейный календарь в нашей группе.
1 шаг – с детьми определили путем голосования, какой цвет названия месяца будет соответствовать нашим временам года. Желательно цвета подбирать с учетом соответствия цветов в природе. Например, осенние месяцы – желтый цвет, зимние месяцы – голубой цвет, весенние месяцы – зеленый цвет, летние месяцы – красный
цвет. Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца.
2 шаг – на листах начертили 3 строки и клеточки: в середине линии в
каждой клеточке календаря дети рисуют числа от 1 до 30/31 (28/29). Так как дети знают буквы, написали и дни недели.
3 шаг – в верхней строке, в каждой клеточке дети рисуют символы будничных дней и выходных дней (неделя). Будничные дни мы, обозначаем символом «смайлика». Выходные дни обозначаем символом «домики».
Здесь, важно выбрать символ так, чтобы дети ассоциировали его с днями, когда они приходят в детский сад или остаются дома. В младших группах можно брать картинки с интернета, а дети их наклеивают.
4 шаг – В нижней строке, в каждой клеточке дети зарисовывают символом важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники, экскурсии, проекты. Дети сами рисуют символы, заранее обсудив, какой день, что обозначает. Обсуждение, это самый интересный и волнительный момент, когда детям нужно договориться, прийти к единому мнению.
Внимание! Лист месяца (даты, обозначения и события) заполняется сразу в начале месяца, но иногда приходилось делать дополнительные зарисовки, незапланированных событий.
5 шаг – После заполнения календаря полоску месяца прикрепили на уровне глаз детей и так, чтобы он был виден всем детям. Работу с календарем проводим каждый день во время утреннего сбора. Время уходит 3-5 минуты, в зависимости от конкретной педагогической задачи, поставленной педагогом. Хором называем все числа, одновременно воспитатель показывает на соответствующие клеточки и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его.
Внимание! Авторы этой технологии рекомендуют на этом этапе, чтобы все дети отвечали хором, - не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
Приведу примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:
- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показываем на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
– Что будет сначала: Катин день рождения или Матвея?
– Что было раньше: мы отмечали День влюбленных или 23 февраля?
6 шаг – после того, как месяц заканчивается, мы помещаем повыше на стену полоску листа так, чтобы календарь за все прошедшие месяцы составлял непрерывную линию.
Изначально дети имели весьма расплывчатое представление о времени в
соответствии с возрастными возможностями, а уже за пол года работы с
календарем видны результаты. С большим интересом включаются в создание
каждого листка месяца, с удовольствием планируют, какие события будут
отражаться в календаре. Ребята грамотно стали называть и применять обозначения единиц времени в своей повседневной деятельности, быстрее понимать последовательность дней недели, месяцев, событий.
Календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям осваивать текучесть времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее. Это командная работа воспитателей и детей, которая сплачивает группу.