ИРИНА ПРИХОДЬКО
Мастер-класс по изготовлению пособия в ДОУ «Линейный календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад №9»
Тема мастер-класса «Новая методика «Линейный календарь»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Приходько Ирина Валериевна
Март 2022г
Цель: знакомство педагогов с методикой «Линейный календарь».
Публикация «Мастер-класс по изготовлению пособия в ДОУ „Линейный календарь“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
Впервые я познакомилась с этой методикой на первой ступени обучения по программе «ПРОДЕТЕЙ», Авторы программы Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками Линейный календарь, который поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Познакомившись поближе, я поняла, что эту методику можно применять в детском саду, в не зависимости, от того, по какой программе работает детский сад.
Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени, например «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т. п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени : понимать, что такое вчера (день назад, сегодня, завтра.
Довольно часто для формирования у детей представления о времени используют модель часов и матричный календарь Однако слишком раннее обучение детей использованию обычного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов не только потому, что у детей еще не сформировано понятие времени, но еще и потому, что сам формат календаря сложен для детей еще не умеющих читать. Матричный формат календаря предполагает знание правил чтения, в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Большинство детей-дошкольников еще не владеют такими правилами чтения, поэтому матричный формат календаря не помогает им ориентироваться во времени. Так например, при заявлении воспитателя в начале декабря, что еще много времени осталось до Нового Года, дошкольник может возразить, что совсем немного, проведя при этом диагональ от первой клетки календаря до последней. В этом случае ребенок уже начинает понимать, что существует связь между длительностью времени и тем, как эта длительность отражена на календаре, однако традиционный календарь не помогает ребенку установить правильное соответствие.
Педагогическая задача
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т. п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.
Календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям освоить временные понятия в доступной для них форме, поскольку в наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее. При этом важно заметить, что ребенок заодно воспринимает и принятое в нашей культуре направление письма и счета – слева направо, что имеет важное значение при дальнейшем освоении ребенком письменности и счета.
Материалы
Линейный календарь я делаю совместно с детьми, так как у меня группа с 4 до 7 лет. В младших группах дается готовый календарь.
Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных времен года, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы – желтые, оранжевые, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов, я беру светло зеленый цвет. Для зимы выбираем голубой или белый цвет, для лета - розовый.
Беру бумагу соответствующего цвета, делю на клетки 5 х 6 см, в три ряда. Размер полосок должен быть таким, чтобы во время групповых занятий детям были хорошо видны цифры и картинки. В то же время, полоски должны быть не слишком большими, т. к. в течение года календарь будут вывешиваться на стену, образуя непрерывную «временную ось»
Первый ряд – картинки с обозначением дней недели, второй ряд – числа, третий ряд – картинки или рисунки какого-то события. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.
Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке второго ряда календаря отмечаю число, от 1 до 30/31 (или 28/29).
Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день недели, это уже будет четвертая полоска
Наклейки для обозначения будних и выходных дней, распечатываю и предлагаю детям разукрасить. Эти наклейки помещаем в верхней части каждой клеточки календаря.
Символ для наклейки выбирали вместе с детьми так, чтобы рисунок ассоциировался с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья мы выбрали картинку домик. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы, такой, например, у нас группа «Лунтики» и картинка с изображением Лунтика. Когда была группа «Лучики», на календаре у нас была картинка – Солнышко.
Если праздник выпадает на будний день, мы рядом с символом буднего дня ставим домик, дети уже знают, что это праздничный день и в этот день дети в детский сад не идут
Картинки домиков – выходной день, картинки Лунтиков – рабочий день.
Цветные полоски бумаги, разделенные на полосы и клетки.
Во второй полосе размещаем цифры, которые соответствуют числам месяца.
Наклейки для особенных дней. В третьем ряду помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, пишем имя именинника.
Иногда для наклеек используем универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения, но иногда содержание картинки определяем вместе с детьми. Картинки подбираем так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о приезде кукольного театра, детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.
Обычно такие наклейки прикрепляем к календарю в начале месяца, если знаем точное событие, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события.
Но таких дней не должно быть очень много, чтобы не загромождать календарь множеством наклеек : детям будет трудно ориентироваться при наличии такого «зрительного шума»
Изготовление календаря на осенний месяц. Дети принимают активное участие.
Место в образовательном процессе в течение дня
Работу с календарем провожу каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 3-5 минут в младших группах и 5-7 минут в старших. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц, а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).
Календарь на текущий месяц разместила так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе, и чтобы мне было легко на нем писать.
Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, показываю на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркиваю его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах добавляю и день недели.
Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три, однако называя дату, использую ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ февраля).
В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. Дети, в особенности младшие, часто торопятся и спешат назвать все числа, которые они знают, не обращая внимания на то число, на которое показывает воспитатель. В этом случае сопровождаю показ числа каким-либо движением (например, хлопком) с тем, чтобы дети повторяли это движение (хлопали в ладоши) одновременно с произнесением числа. Более старшие дети не нуждаются в таких дополнительных движениях.
На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
В зависимости от возраста детей, предлагаю им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:
- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
- Что будет сначала: Катин день рождения или Костин?
- Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный?
- Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?
При использовании линейного календаря для формирования математических представлений учитываю как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые обсуждаем на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности:
- Какое сегодня число (показываю? А какое будет завтра (показываю? А какое было вчера (показываю?
- (Показываю на сегодняшнее число). Сколько дней осталось до праздника (показываю на картинку?
- Показываю на сегодняшнее число. Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показываю на картинку?
- На сколько дней театр был раньше, чем мамин праздник?
Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.
Где разместить календарь
Календарь на текущий месяц размещается на уровне глаз детей. В конце месяца календарь перемещается на стену так, что бы календари за все месяцы составляли непрерывную линию.
Календарь зимнего месяца размещен под подоконником, группа «Лунтики»
Календарь осеннего месяца размещен в спальне на стене – это место утреннего сбора. Группа «Лучики»
Используя «Линейный календарь» в своей работе я заметила, что эта методика помогает
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
- Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
- Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.
- Сформировать у детей понимание и правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.
- Развитию навыков счета, математических и логических представлений.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Расширению представлений об окружающем мире.