Татьяна Колесова
Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития дошкольников на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является основой воспитания и обучения дошкольников;
- Речь-это инструмент развития ВПФ, с развитием речи связано формирование личности в целом;
Публикация «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
- Главной задачей в дошкольном возрасте является развитие и совершенствование монологической речи;
- Формирование связной речи дошкольников – это одна из задач в подготовке детей к школе.
Все современные образовательные технологии по развитию связной речи у детей дошкольного основываются на наглядном моделировании и включают в себя различные технологии : схематизация, мнемотехника, методика коллаж, синквейн, метод мозгового штурма и т. д.
Мнемотехника – перевод «искусство запоминания», это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – это наглядное моделирование (схемы, карточки, знаки-символы, реальные предметы).
Задачи мнемотехники :
- развитие связной речи,
- преобразование символов в образы,
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,
- развитие ВПФ.
Применение мнемотехники в процессе формирования связной речи.
- обучение составлению рассказов,
- преобразование символов в образы,
-развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,
- развитие ВПФ.
Применение мнемотехники в процессе формирования связной речи.
- обучение составлению рассказов.
- активизация и обогащение словаря,
- пересказ художественной литературы,
- заучивание и воспроизведение стихотворений.
Методика коллаж.
Коллаж – это учебное пособие, лист картона, фланелеграф, на который накладываются или рисуются различные картинки, буквы, фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных картинок и составляет суть коллажа. Коллаж используется во всех видах деятельности, материал подбирают с учетом темы занятия. Данная методика широко используется в практической работе с дошкольниками. Развивается творческое воображение, ВПФ.
Главная задача коллажа – соединить все картинки, буквы, цифры между собой и отследить определенный сюжет. Таким образом происходит обработка метода сюжетного запоминания.
Виды коллажей.
1. Развивающие – развивают фантазию, дети объединяют различные предметы в один сюжет.
2. Обучающие – способствуют получению информации о предмете.
Синквейн.
Это новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
1 строка – тема – существительное. Называется одним словом.
2 строка – описание темы. Два прилагательных.
3 строка – действие. Три глагола по теме.
4 строка – предложение из 4 слов. Выражает личное отношение автора к данной теме.
5 строка – 1 слово. Это резюме, характеризующее суть и выражает настроение.
Синквейн очень прост. Его может составить каждый. Здесь каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас, развивать речь и творчество, просто поиграть.
Пример синквейна.
Ежик.
Серый, колючий.
Фыркает, бегает, спит.
Мне очень нравится ежик.
Весело!
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Одной из основных задач технологии ТРИЗ, является развитие связной речи и творческого воображения, стремления к новизне и поисковой активности.
Виды работ по ТРИЗ на занятиях по развитию речи.
- составление рассказов по картинному плану,
- заучивание стихотворений с помощью их прорисовывания,
- составление сказок, рассказов, мультфильмов по их зарисовкам с последующим воспроизведением.
Метод мозгового штурма.
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решений, даже самых фантастических. Затем из общего числа решений отбираются наиболее удачные.
Задача.
Надо быстро) охладить стакан с кипятком. Требуется найти 10 решений.
Ресурс - все, что есть на кухне.
Условие - стакан, кипяток, вы, кухня.
Решение. ?
Таким образом, современные технологии формирования и развития связной речи в дошкольном возрасте очень разнообразны и интересны. Применение современных инновационных технологий в системе, внедрение интеграции областей – залог успеха дошкольного педагога в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста