Рыбалко Галина Ивановна
Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных методик
в формировании познавательно-речевого
Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики. Предлагаю сценарий мастер-класса «Эффективность использования современных методик в формировании познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Публикация «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Приветствие участников. Знакомство.
Обсуждение правил проведения мастер-класса
-«Находи здесь и сейчас»
-«Говори, что знаешь»
-«Делай, что умеешь»
-«Позитивно относись к мнениям других»
-«Уважай время»
-«Помни, что знать и уметь никому не вредно»
Вопрос ко всем участникам мастер-класса:
«Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)
Актуализация проблемы.
Ребёнок – абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребёнок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.
Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.
Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.
Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».
Для организации непосредственно- образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и загадки.
Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.
При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.
Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:
Кто на улице гуляет
От ворот недалеко?
Лапкой землю загребает
И кудахчет … (ко-ко-ко).
Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:
От избушки в лес ведёт
Вырытый подземный … (ход).
Загадки-ребусы:
«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);
«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.
Загадки-шарады, например:
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(КАР+ТИНА).
Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь.
Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …
КОТ - ТОК
СОСНА - НАСОС
ЛИПА - ПИЛА
Я дерево в родной стране
Найдёшь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду.
Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…
Известное я блюдо,
Когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем… (УХА - МУХА)
Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…
Был Алёша очень рад
Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).
Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.
Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.
Работа строится по определё нной схеме:
1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;
4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятьй строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.
Синквейн для воспитателей детского сада – это:
- средство творческого самовыражения ребёнка;
- способ обогащения словарного запаса;
- подготовка к краткому пересказу;
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
ПРИМЕР:
1. «РОССИЯ»
2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).
3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)
4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России? Лучше нет родного края!
5. Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!
А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.
СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
1. День рождения
2. Яркое, незабываемое
3. Поздравляют, дарят, любят
4. Счастливое торжество раз в году
5. Праздник
СИНКВЕЙН на тему «НОВЫЙ ГОД»
1. Новый год
2. Радостный, долгожданный
3. Приходит, веселит, радует
4. Я радуюсь новому году
5. Праздник, подарки
Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Итоги мастер-класса
Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников).
Теперь я вам предлагаю просмотр непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Посуда», где будут использованы загадки «Доскажи словечко», а также элементы синквейна. Целью игровой ситуации «День рождения куклы Маши» является систематизация знаний детей по теме «Посуда» и решение задач через образовательные области познание, коммуникация, социализация, физическая культура и художественное творчество.