Светлана Феклина
Использование современных технологий в ДОУ
Музыкальный руководитель МБДОУ №411 Феклина С. В.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку Консультация для педагогов МБДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов)
. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф— задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.
Публикация «Использование современных технологий в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;
Методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;
Технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью;
Технология отвечает на вопрос : «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;
Технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.
Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
Современные технологии музыкального воспитания дошкольников.
1. Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Цель: развитие музыкально-художественного восприятия на интегрированных занятиях с детьми старшего-дошкольного возраста.
Для современного педагога становится очевидным, что недостаточно помочь учащемуся овладеть какими-либо техническими навыками, необходимо обратить самое пристальное внимание на индивидуальное развитие личности ребёнка.
Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Одной из основных форм осуществления интегративного подхода, становятся интегрированные занятия. Интегрированное занятие совмещает в себе различные области знаний в одинаковой степени, дополняющие друг друга. В ходе занятия происходит процесс повторения старого и проникновения нового учебного материала.
Мы считаем, что в процессе подобных занятий учащиеся получают не только теоретические знания и практические умения, но и активизируют внимание, память, творческое мышление, что и ведет к ощутимому сдвигу в творческом развитии.
2. Информационно-коммуникативные технологии.
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний.
. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности:
Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…
С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Эвритмия
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Технология эвритмии применяется в нашем саду на занятиях логоритмикой совместно с логопедом.
Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества.
Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста
на основе следующих принципов:
- принципа природосообразности;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип формирования способности к сопереживанию;
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития мелкой моторики;
- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
3. Технологии музыкально-ритмического воспитания
(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);
Цели и задачи:
1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
3. Развитие музыкального слуха:
• музыкальных сенсорных способностей;
• чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
• слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
• способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
5. Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом.
Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.
4. Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарноемузицирование с дошкольниками» содействует развитию
их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);
Элементаоное музицировние - это возможность:
• развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
• воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
• проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
• воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
• тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
5. Технологии обучения певческим навыкам Г. А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А. В. Зарубы, помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;
развитию слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности, в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности, воспитанию у ребенка «чуткого музыкального уха» и эмоциональной отзывчивостти.
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.
Список используемой литературы.
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.