Поянэ Ольга Юрьевна
Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.
PECS, или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80 - х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью - Джерси).
Публикация «Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Задачи работы с детьми: развивать умения обучающихся с расстройствами аутистического спектра выражать свои просьбы и требования в совместной с другими людьми деятельности; развивать умения обучающихся задавать вопросы разного характера, привлекать к себе внимание окружающих; развивать диалоговые формы общения детей с РАС с окружающими людьми; развивать умения обучающихся называть, комментировать и описывать окружающие предметы, людей, действия, события окружающие их; развивать умения выражать свои эмоции, чувства, сообщать о них окружающим в совместно организованной деятельности; развивать социально - ответные реакции обучающихся, умения отвечать на поставленные вопросы окружающих; развивать социальное поведение у детей с РАС.
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS : отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2 - 3 действий, когда действия не называются.
Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома.
С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.
Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу, на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Третья стадия обучения – выбор двух - трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек.
Работа с каждым ребенком осуществляется индивидуально в организованной деятельности с педагогом (на начальных этапах с помощником) через разные виды детской деятельности, но в основном через игровую деятельность (познавательную и др., с использованием разных методов и приемов: игровые методы и приемы, разнообразные упражнения, работа с «Коммуникативной книгой», моделирование и пр. Работа с детьми активно осуществляется в структурированной учебной среде, так и в неформальной учебной обстановке.
Обязательное условие для начала обучения по программе PECS –вызвать у ребенка самостоятельное желание что - то получить или сделать. Конечная цель –самостоятельное и активное общению детей с РАС с окружающими его людьми, длительное по времени и продуктивное.
Очень важно для наших детей - давать поощрение сразу после выполнения задания. Мы используем разные поощрения : социальные (молодец, пищевые стимулы, предметные стимулы, жетоны для получения пищевого или предметного поощрения.
Альтернативная коммуникация с использованием невербальных средств общения используется нами как активное дополнение к вербальной коммуникации, при обязательном учете психо - физических особенностей детей, их когнитивных способностей, сенсорных и поведенческих особенностей, а так же индивидуально - дифференцированного подхода.
Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, т. к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков межличностных отношений является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.