Людмила Куликовская
Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
У детей с ЗПР недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других формах ручной деятельности детей. Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
3 слайд
Задачи:
Формировать графические навыки, подготовить руку к письму:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движения руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.
- развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать по словесной инструкции.
4 слайд.
Микросреда кабинета учителя-дефектолога и группового помещения делится на несколько зон, способствующих комплексной коррекции и развитию детей. Одной из важных зон в развитии детей является зона сенсомоторного развития. В ней представлен материал способствующий развитию исследовательских способностей, закладывающий основу для развития интеллекта и чувств, развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук.
5 слайд.
При оснащение сенсомоторных зон мы опирались на следующие принципы: материал разнообразный, соответствует гигиеническим и техническим требованиям (легкий, прочный, безопасный); привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус.
6, 7, 8 слайд.
Для развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР в процессе коррекционной работы используем сенсомоторные игры, которые способствуют развитию зрительного восприятия, эффективно влияют на формирование представлений о величине, форме и цвете, развивающие детский глазомер, обучающие зрительно – пространственной ориентировке: игры на базе конструктора «Пазлы», «Лего».
С поделками из конструктора дети играют, ощупывают их не рискуя испортить. При использования конструктора у детей получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющих навыков. Конснструкторы безопасны, у детей руки остаются чистыми, а убрать поделки эти можно легко и быстро.
Для развития слухового восприятия представлены игры для умения выделять звуки реальных предметов, на восприятие речи, фонематического слуха: «Узнай звук», подобрана фонотека звуков реального мира, речевой материал литературных произведений и музыки, шумящие парные коробочки, «звенящая» вода.
К сенсомоторным играм относят : игры на развитие тактильных ощущений- определение предметов на ощупь Д/ и «Чудесный мешочек», «Поймай рыбку», «Составь узор» по образцу», мозаика, вкладыши, мини - фланелеграф с набором клубочков ниток, пряжи, тесьмы, цветных шнурков.
Рука ребенка дает много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости и т. д. В процессе деятельности мышцы рук выполняют функцию органов движения и познания. Если ребенок трогает какой-то предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
В зоне сенсомоторного развития представлен интересный материал: башенки, рамки М. Монтесори, пирамидки, «Коробка форм», блоки, вкладыши, шершавые таблички, набор тканей, набор тактильных шариков, теплые таблички. Для развития координированных движений игры с мелкими предметами «Завязывание веревочек»и т. д.
Считаю, что правильно выстроенная в предметной среде зона сенсомоторного развития является вспомогательным средством для развития мелкой моторики у детей с ЗПР, что в дальнейшем дает возможность в приобретении детьми графических навыков.
9 слайд.
Сенсомоторные игры включаются в процесс организации детской деятельности и самостоятельной деятельности детей.
10 слайд.
Ежедневное использование сенсомоторных игр, развивает мелкую моторику рук детей. Дети лучше будут подготовлены к школе, движение их рук более уверенные, школьные задания не столь утомительными. Сенсомоторные игры приносят тройную пользу детям:
во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
в-третьих, хорошо развитая кисть ведет за собой развитие интеллекта.
Правильно выстроенная в предметной среде зона сенсомоторного развития является вспомогательным средством для развития мелкой моторики у детей с ЗПР, что в дальнейшем дает возможность в приобретении детьми графических навыков. Ежедневное использование сенсомоторных игр, развивает мелкую моторику рук детей. Дети лучше подготовлены к школе, движение их рук более уверенные, школьные задания не столь утомительны для них. В процессе использования сенсомоторных игр развиваются кисти рук, дети приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Хорошо развитая кисть ведет за собой развитие интеллекта. Сенсомоторные игры так же формируют у детей художественный вкус, что полезно в любом возрасте.