перескокова ольга
Использование проектной деятельности в формировании элементарных представлений об окружающем природном мире у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование проектной деятельности в формировании элементарных представлений об окружающем природном мире у детей дошкольного возраста»
(автор Перескокова О. П. воспитатель МДОУ)
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и прочие. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Публикация «Использование проектной деятельности в формировании элементарных представлений об окружающем природном мире у дошкольников» размещена в разделах
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
По теме ознакомления дошкольников с окружающим миром природы я разработала и реализовала следующие педагогические проекты : «От осени до лета», «Кружевные звёздочки»; «Удивительный мир космоса», «Хвостатые лекари (анималотерапия)». «Река, речка, речушка», «Крылатые помощники».
Участниками долгосрочного исследовательско-творческого проекта «От осени до лета» были дети средней группы и их родители. На первом этапе проекта с помощью родителей была дополнена экологическая тропа вокруг детского сада : высажены новые деревья и кустарники, оформлены клумбы, обустроены водоёмы. В ходе проекта ребята наблюдали за различными природными явлениями, особенностями жизни растений и животных в разные времена года, сезонным трудом взрослых на экологической тропе.
Результатом проекта стало совместное оформление красочного альбома-отчёта с детскими рисунками, поэтическими страничками, загадками, пословицами и поговорками, высказываниями детей, картинками и т. д.
В ходе следующего краткосрочного исследовательского проекта «Кружевные звёздочки» дети старшей группы изучали природное явление – снег, рассматривали через лупу снежинки, экспериментировали и играли со снегом, знакомились с литературными произведениями о зиме, лепили снежинки из пластилина, рисовали их красками, вырезали из бумаги.
Были организованы конкурсы рисунков и поделок для родителей и детей «Зимушка хрустальная», «Наш весёлый снеговик», «Чудесные снежинки», конкурс композиций из снега «Зимние постройки».
Итогом работы по проекту стало открытое занятие «Волшебница-зима».
Следующий краткосрочный познавательный проект был приурочен к празднованию Дня космонавтики. В ходе проекта дети подготовительной к школе группы самостоятельно искали информацию о космонавтах, летательных аппаратах, планетах Солнечной системы. Участвовали в конкурсе чтецов «Стихи о космосе», в экспериментальной и игровой деятельности, выполнили коллективное панно из пластилина «Строение Солнечной системы». Были оформлены альбомы с рисунками детей «Космонавт надел скафандр, собираясь в полёт», с детскими аппликациями «Полёт в космос», с научно-познавательной информацией, найденной ребятами и родителями в разных источниках «Расскажу вам о планетах», составлен сборник игр для дошкольников «Весёлое космическое путешествие». Была организована выставка семейных творческих работ «Далёкий космос».
Итоговым мероприятием стало открытое занятие «Удивительный мир космоса» в рамках «Недели педагогического мастерства в ГО Богданович».
С детьми подготовительной группы был реализован ещё один среднесрочный исследовательско-творческий проект «Хвостатые лекари» (анималотерапия). В течение проекта ребята исследовали возможности использования обитателей живого уголка для создания благоприятной психо-эмоциональной среды в детском коллективе.
Оказалось, что обитателей живого уголка, а так же домашние питомцы, могут лечить некоторые болезни, успокаивать нервную систему и улучшать настроение. Ребята вместе с родителями сочиняли стихи и сказки об обитателях живого уголка, рисовали их «портреты», рассказывали о своих домашних животных. Вместе с педагогом-экологом Е. В. Скворцовой проращивали овёс для корма животным. Были составлены сборники игр для детей по анималотерапии и рекомендаций по организации общения с обитателями живого уголка. А в марте мы с ребятами участвовали в мероприятии, посвящённому Всемирному дню кошек.
Итогом проекта стало создание видеосказки «Про кролика Сёмку и его друзей», в которой главные роли исполняли обитатели живого уголка, а озвучивали их дети подготовительной группы.
Проект участвовал в областной интеллектуально-творческой игре для дошкольников «ЭкоКолобок» и был отмечен благодарностью.
Следующий долгосрочный экологический проект «Река, речка, речушка» мы посвятили нашей реке Кунаре. В течение года мы с ребятами младшей группы наблюдали, как меняется река и её берега по сезонам, узнали, какие рыбы живут в реке, познакомились с птицами и другими обитателями нашей реки. На экскурсиях обращали внимание на мусор, который оставляют люди после отдыха на берегах реки. Вместе с родителями участвовали в экологической акции «Чистый берег».
В итоге было проведено весёлое развлекательное мероприятие «День Нептуна». В рамках проекта были оформлены семейные мини-проекты. Семьёй Таи У. был разработан проект «Наша речка Кунара» и найден различный интересный материал о реке: стихи, загадки, песни, сказки. Семья Вики Д. рассказала нам о других водных ресурсах нашей Родины и оформила свой проект о поездке к морю в виде большой газеты «Как мы провели отпуск».
Весной этого года мы с детьми средней группы закончили работу по познавательному проекту «Крылатые помощники», начатому ещё осенью прошлого года. В ходе проекта ребята узнали много интересного о зимующих и перелётных птицах нашего края, научились заботиться о них холодной зимой. Дети и родители участвовали в экологической акции «Смастери кормушку для птиц». Эти кормушки мы развесили на территории детского сада. Семьёй Лёвы А. был разработан и оформлен мини-проект «Снегири». В апреле в ходе проекта было проведено мероприятие, посвящённое Международному дню птиц.
Таким образом, проектная деятельность оказалась эффективным средством формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста об окружающем природном мире родного края.
Проекты позволили раскрыть детский потенциал, в естественной среде закрепить полученные знания. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширило образовательное пространство, дало возможность развить творческое мышление моих воспитанников. Дети стали самостоятельными, активными и инициативными в поиске ответов на вопросы. Благодаря проектам у дошколят систематизировалась информация, а это позволило использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Литература:
1. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
2. Михайлова-Свирская Л. В. «Работаем по ФГОС дошкольного образования. Метод проектов в образовательной работе детского сада». Москва. Просвещение. 2015.
3. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Автор-составитель Машкова С. В. и др. Волгоград. Учитель. 2011.
4. Проектная деятельность дошкольников. Составитель Журавлева В. Н. Волгоград. Учитель. 2011.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.