анна тютрина
Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников»
Тютрина А. Г., воспитатель
МБДОУ детский сад № 145 г. Иркутск
Проблема преемственности детского сада и школы является особенно актуальной в настоящий период времени, когда в дошкольном образовании происходят изменения, вызванные необходимостью введения образовательного стандарта.
Публикация «Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный образовательный стандарт указывает на необходимость осуществления образовательного процесса в формах, специфических для данного возраста, когда учитывается уникальность и самоценность детства. И вот здесь возникает определенная нестыковка интересов «большой тройки» : родителей, учителей, воспитателей. Учитель желает видеть в выпускниках детского сада школьников, умеющих читать, проводить начальный звуковой анализ слова, владеющих определенными математическими навыками, родители, в принципе, предъявляют к дошкольным учреждениям такие же требования. Воспитатель должен владеть навыками ведения государственных переговоров, чтобы привести в состояние равновесия пожелания педагогов школы, стремления родителей, и положения образовательного стандарта.
Вопрос создания условий для реализации способностей позволяет направить деятельность в конструктивное русло. Ознакомив родителей с новыми требованиями к выпускникам дошкольных учреждений, разъяснив отличия и вновь приобретенные позитивные выгоды, воспитатель определяет для себя приоритетные направления работы по преемственности детского сада и школы. Насколько успешной будет адаптация ребенка к новым условиям, настолько успешным будет начало школьной жизни ребенка. Вливаясь в новый коллектив, ему понадобятся не только определенные базовые знания научного характера, в первую очередь, будущему первокласснику понадобятся навыки речевого общения. Данный вопрос является очень интересным, с точки зрения содержания и применения. На современном этапе с повышением внимания к развитию личности ребенка мы связываем проблему речевого развития дошкольников. Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть велики [ 3: 5]. Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем- либо нужно представлять объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка [ 3: 13].
Таким образом, высокий уровень речевого развития дошкольника включает в себя умение применять литературные нормы и правила языка, при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказываний свободно пользоваться грамматикой, культуру общения, знание речевого этикета, элементарное владение грамотой. Для достижения высоких результатов работы педагоги – воспитатели применяют большой спектр методов, приемов. Рассмотрим технологию мнемотехники.
Мнемотехника подразумевает систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Это интересная по своей структуре технология, уходит корнями в далекое прошлое. Само название, в переводе с греческого, обозначает искусство запоминания. Существует легенда, что этот термин придумал Пифагор Самосский, живший в 6в. до н. э., в честь богини Мнемозины – богини памяти. Тем интересней использование данной технологии в наше время.
Мнемотехника включает в себя несколько направлений, мы рассмотрим педагогическое направление. Задачи технологии следующие:
- Способствовать развитию связной речи.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение преобразовывать символы в образы.
-Способствовать формированию развития у детей навыков воспроизведения.
Преобразование символов в образы в своей основе имеет принцип замещения. Символ, знак- это предмет, признак, явление или действие, замещающее другой, другие объекты. Это материальный объект, используемый для передачи информации, все, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу. В принципе, человек может придать функцию знака любому предмету, предварительно договорившись с другими участниками процесса [ 2: 25]. Налицо применение навыков связной речи на практике, что говорит о высоком показателе жизнеспособности мнемотехнических таблиц.
Мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности.
В нашем случае, мнемотехника помогает реализовывать задачи подготовки к грамоте, упражняя в составлении предложений, членении простых предложений. Учитывая индивидуальный уровень подготовки и различие способностей, для дошкольников, проявляющих заинтересованность к данной теме, можно предложить ознакомление с буквами и звуками с использованием мнемотаблиц. В начальном периоде работы с таблицами дошкольники испытывают ряд трудностей, особенно при следовании предложенному плану. Первичные рассказы очень схематичны и эмоционально бедны, при проведении работы по обогащению и активизации словаря, сложности быстро нейтрализуются.
- Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
- Разбор изображения.
- Преобразование абстрактных символов в образы.
- Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
- Зарисовка мнемотаблиц детьми.
- Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми.
Сюжетное содержание мнемотаблицы должно соответствовать возрасту детей. По мере овладения навыками работы, содержание усложняется, но при этом не следует перегружать ребенка. Семантическое содержание должно быть эквивалентным программе, и максимально интересным для детского воображения. Эта технология очень привлекательна для дошкольников. «Засекреченные» послания вызывают живой интерес, формируют познавательные действия, полностью соответствуя базовым ценностям российского дошкольного образования, направленные на личностно - развивающий характер взаимодействия детей и взрослых.
Познакомив с предлагаемой технологией родителей, проведя несколько совместных мероприятий, педагог сможет получить достойных соратников, а нередко и единомышленников, в увлекательном мире познания речевого многообразия.
Литература:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. ,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Огдонова Ц. Ц. Основы науки о языке: материалы дистанционного курса:учебное пособие / Ц. Ц. Огдонова. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2008.-253с.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 287 с.