Ольга Салтанова
Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение инклюзивного образования в России началось с дошкольного образования.
В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги дошкольного учреждения применяют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации коррекционно-образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в образовательный комплекс всех участников образовательных отношений.
Публикация «Использование компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время вопросы социализации детей с речевыми нарушениями и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения более актуальны.
Речевые нарушения являются предпосылками к формированию комплекса неполноценности, отрицательно сказываются на умственных способностях, а также на поведение и социализацию ребенка в целом, поэтому являются на сегодняшний день серьезной проблемой.
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда с детьми с ОНР строится с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника с использованием различных форм и методов ИКТ
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в инклюзивную практику позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения детей. Современные электронные средства значительно расширяют возможности предъявления детям новой информации [4, с. 19]. Использование цвета, графики, звука, видеотехники способствует повышению мотивации ребят к обучению, активизации их умственной деятельности, а значит, и наиболее широкому раскрытию способностей. А педагог получает новые возможности для управления учебным процессом, контроля и оценки работы обучающихся [2, с. 92].
Учитель-логопед использует информационно-коммуникационные технологии в следующих видах деятельности:
- ведение документации (диагностика, планирование);
- разработка и использование тематических презентаций на занятиях с детьми, на мастер-классах, родительских собраниях, во время докладов на конференции, выступлениях на методических объединениях и других мероприятиях. Чередование текста, графики, видео- и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме;
- создание и использование готовых обучающих логопедических компьютерных программ и игр. «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Букварик-Смешарик» и др;
- создание профессионального сайта и участие в его функционировании;
- дистанционное обучение и участие в мероприятиях разного уровня;
- использование электронной библиотеки для повышения своего профессионализма.
Графические и мультимедийные средства позволяют создавать яркие динамические модели, которые могут не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть возникающие у него трудности и преодолеть их доступными средствами [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение инклюзивных и образовательных задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является мультипликация.
Метод мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. [1, с. 57]. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. Мультфильмы, просмотр видео привлекает малышей с самого раннего возраста, телевизор «завораживает» и захватывает всё внимание ребенка. Этот эффект обусловлен особенностью восприятия информации ребенком, и разумное его использование позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов [3, с. 12]
Игра, проговаривание и проигрывание различных ситуаций естественны для ребят в дошкольном возрасте и позволяют не только эффективно решать внутренние задачи ребенка, но и создавать интересные, самобытные истории и мультфильмы
Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи; воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В результате изучения теоретического материала мультипликации у детей начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе [6,с 130]. Дети приобретают первичные навыки работы с компьютером, умение фотографировать, копировать фотографии в программы, монтировать мультфильмы и записывать на компьютер; использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); организовывать систему папок для хранения информации в компьютере, определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотокамеры, микрофона и т. д., сохранять полученную информацию; подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш - карты) [5,с. 54].
Таким образом, процесс создания мультфильмов способствует развитию творческого и технического мышления, включает множество видов деятельности, различных материалов, оборудования и программных средств, предполагает распределение ролей, а так же способствует применению информационных технологий. В процессе создания мультипликационного фильма у ребят развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие усвоение технических приемов в различных видах деятельности; восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. При этом фильм является не целью, а лишь средством воспитания и развития ребенка.
Применение ИКТ в деятельности логопеда помогает: эффективнее решать коррекционные задачи; повысить уровень работоспособности, активность и инициативность; развить навыки самообразования и самоконтроля; снизить дидактические трудности; развивать навыки работы на компьютере. Кроме того, работа над мультфильмом формирует личностные качества: инициативу, трудолюбие, настойчивость, коммуникабельность, ответственность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Литература:
1. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002. 176с
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г. 92-95с
3. Иванова Ю. Мультфильмы. Секреты анимации «Настя и Никита» 2017 г. 40с
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М. : Сфера, 2008.18-20с
5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г. 53-56с
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. – М. : Новая школа, 1997,128-131с
7. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);