Платухина Дарья Александровна
Использование палочек Кюизенера для развития логико-математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дата начало работы над темой: сентябрь 2020 года
Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2021 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Тип проекта: долгосрочный
Сроки проведения: 2020- 2021г
Актуальность:
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.
Публикация «Использование палочек Кюизенера для развития логико-математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей в детском саду. Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место.
Новизна:
Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.
Цель:
Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
Задачи:
1. Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
2. Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера; использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
3. Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера» .
4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме математического развития дошкольников.
5. Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.
Вид проекта : практико-ориентированный (прикладной).
Формы работы: Индивидуальные и групповые занятия.
Ожидаемые результаты проекта:
-Дети усвоят эталоны цвета;
-Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
-Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
-Свободно ориентируются по числовому ряду;
-Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
-Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
-Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
-Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
-Повысится уровень знаний в области счёта;
-Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике
Список литературы:
1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.
3. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.
6. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
7. М. Фидлер «Математика уже в детском саду».
8. Интернет ресурсы
Месяц Содержание работы Цель Работа с родителями, педагогами
Сентябрь Диагностика уровня развития ребёнка.
Анкетирование родителей.
Анализ результатов.
Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии. Оформление ежемесячной информации для родителей «Наши успехи и наши открытия в области математики».
Октябрь Игры подготовительного этапа
«Найди и покажи»
-Отбери все красные (синие, желтые и т. д., палочки такой же длины.
-Отбери по одной палочке разного цвета.
-Перечисли все цвета всех палочек на столе.
-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т. д. Сравнить палочки и цвет.
Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.
Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).
Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера?»
Ноябрь Игры способствующие усвоению эталонов цвета
«Строим дорожки»
«Ленточки в подарок»
«Подбираем ленточки к фартучкам»
«Моделируем квадрат»
«Моделируем прямоуголь-
ник»
«Собачка»
«Улица разноцветных палочек»
Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,
использовать в речи слова : такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т. д.
развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
Консультация для родителей «Обучение счету с помощью палочек Кюизенера?»
Декабрь Изучаем понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный – короткий», «тонкий – толстый».
«Заборы низкие и высокие»
«Мосты через реку»
«Конструирование плотов на реке"
«Книги на полке" Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте, длине, ширине («широкий», «узкий») и т. д., Консультация для родителей «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
Январь Развитие у детей количественных представлений.
«Цвет и число»
«Путешествие на поезде»
«Как разговаривают числа?»
«Весы»
«Мы с Тамарой ходим парой»
«Чет-нечет»
Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Закреплять понятие: «который по счёту».
Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».
Учить записывать и читать записи:
3< 4. 4 > 3
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.
Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».
Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи. Проведение обучающих семинаров для воспитателей «Развитие речи с помощью палочек Кюизенера».
Февраль «Считаем ступеньки» (состав числа)
«Состав числа»
«Как ещё растут дома из чисел»
«Как узнать № домов на новой улице?»
«Полосатая салфетка»
«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.
«Покажи, как растут числа»
«Время» Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Учить составлять число из 2 меньших чисел.
Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Закреплять умение составлять число 6 из 2 меньших чисел.
Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания
Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа, Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.
Развивать умение детей моделировать часы, определять время по часам.
Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.
«Папа может всё!»
Март Математические действия с палочками Кюизенера
«Палочки можно складывать»
1.
«Палочки можно вычитать»
«Палочки можно делить» Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками, учить находить палочки в сумме равные двум данным.
Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо», развивать количественные представления, учить находить разность чисел.
Развивать количественные представления детей. Учить делить числа.
Апрель Измерение с помощью палочек Кюизенера.
«Измерь дорожки Шагами»
«Узнай длину ленты»
«Измеряем разными мерками»
Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать, формировать у детей навык самоконтроля.
Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.
Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи. Совместное занятие детей с родителями «На улице разноцветных палочек».
Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера.
«На цветовую последовательность»
«Детская железная дорога»
«Делаем забор» Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.
Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете
Фотогазета «На улице разноцветных палочек»