Ирина Богданова
Консультация «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Изучение описательной речи детей дошкольного возраста, как с речевыми нарушениями, так и без выявило следующее:
• Лишь немногие из детей способны самостоятельно построить текст
• Большинству требуются вопросы подсказки;
• Рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
Публикация «Консультация „Использование опорных схем в составлении описательных рассказов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• Рассказы бессвязны, проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Поэтому описательная речь детей требует значительной корректировки с целью:
• развития умений, необходимых для построения описательного текста;
• умение вычленять и называть признаки объекта описания
• умение перечислять признаки в определенной последовательности
• умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.
Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства используют метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактное понятие, научиться работать с ним.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.
Например: Яблоко
• что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло)
• что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её.
• А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое)
№! Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. (дети проговаривают)
Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока.
• Что помогает определить запах яблока? (нос)
• Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное)
Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука)
• Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его. (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком. (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное)
• Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве.
В процессе обследования предметов можно включать словарные упражнения, например на подбор синонимов (яблоко спелое, красное – по другому оно какое? – румяное); (у яблока красный бок – краснобокое; яблоко чуть кислое и чуть сладкое – кисло-сладкое).
Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец:
Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт.
Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации (глаз, рука) убирались, и дети сами составляли описательные рассказы.
При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Их модифицировали таким образом, чтобы они отражали параллельную связь. На схеме был дан обобщающий план описание. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Но задача воспитателей учить составлять рассказ распространенный более подробный, а не просто, чтобы шло перечисление.
Дается образец рассказов :
1. Это груша. Груша жёлтая, с темными крапинками, она большая и мягкая.
2. Груша. Желтый цвет. Большая. Мягкая. Сладкая…
Воспитатель обращает внимание на то, какой рассказ более подробный : и отмечает, что в 1 рассказе все предложения дружат между собой, он более понятен.
На другом этапе детям предлагается сравнить, где встречается повтор, и местоимения.
1. Это кошка. Кошка серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные уши и т. д. Кошка любит пить молоко.
2. Это кошка Мурка. Она серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки. У неё пушистый хвост. Она любит лакать молоко. У нее детеныши – котята.
Воспитатель обращает внимание на то, что в том и в другом рассказе предложения дружат, но в 1 рассказе слово «кошка» повторяется часто. А во 2 рассказе слово «кошка» мы заменили короткими словами – она, ей. Стимулируя тем самым использовать местоименную связь.
Аналогично проводилось обучение детей способом синонимической связи.
1. Это кошка Мурка. Мурка серая с белой грудкой. У нее маленькие чуткие ушки и жесткие, как щетинки, усы. У этого зверя пушистый хвост и мягкие лапки.
Что нового вы заметили в этом рассказе : слова близкие по смыслу, чтобы было понятно.
По готовым схемам детям предлагаются загадки описания – дети расшифровывают письмо и догадываются о чем речь. ( например: Какая? Она желтая, треугольная, сладкая, твердая, растет на дереве. Это груша. и т. д.)
Чтобы ребенок мог не только описывать, но и сравнивать, тоже можно использовать схемы ( например: сравнить два времени года – осень и зима).
Также совместно со всеми детьми можно составлять схемы ( Например: «Зима» - воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке и дети самостоятельно составляют предложение по цепочке. В итоге получается целый рассказ. Затем можно эти символы выставить на панно и закрепить одним ребенком).
В дальнейшем можно уже без опоры на схемы предложить детям составлять рассказ-описание от имени животного, игрушки…. ( например: «Животное хвалиться», или в С. р. и «Магазин»)
Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы.
Муниципальное образовательное учреждение-
детский сад №5 «Березка»
СЕМИНАР:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ В СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА»
Составитель :
учитель-логопед МДОУ №5
Богданова И. Э