Ольга Леонова
Использование мнемонических схем в составлении рассказов с детьми подготовительной группы с нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемонических схем в составлении рассказов с детьми подготовительной группы с нарушениями ОДА
Авторы: Леонова Ольга Александровна, Лагуткина Оксана Владимировна.
Одно из важных направлений образовательной деятельности ДОУ учит детей дошкольного возраста составлению рассказов, которые способствуют развитию речи у детей и логического мышления, чувств и овладение родным языком.
Публикация «Использование мнемонических схем в составлении рассказов с детьми подготовительной группы с нарушениями ОДА» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
К моменту поступления в школу при выходе из детского сада дети должны иметь определённый уровень развития речи потому, что понимание, заучивание и повторение учебных материалов, умение давать полные ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют определенно высокого уровня развития речи.
Развитие правильной речи является основным звеном в системе педагогической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Опорно-двигательные нарушения органического характера, такие как парезы и ДЦП, ограничивают возможность движения детей, а зачастую полностью лишают возможности ребенку самостоятельно передвигаться и обходится без поддержки взрослого. Ограничение движений, поля зрения обедняет восприятие окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, всех психических процессов, познавательной деятельности, нарушение речи, в том числе и нарушение интонационной стороны речи.
Таким образом, у детей с нарушениями ОДА разные этапы речевого развития задержаны и затруднены. У детей наблюдается проблема формирования связи между словами, предметами и простейшими действиями. Задерживается развитие восприятия и воспроизведения ритма. Не развивается интонационная сторона речи.
Двигательные нарушения функционального характера, такие как осанки, сколиозы, деформации стоп не мешают свободному передвижению детей, но имеют определенные ограничения различных видов движений для каждого вида заболевания. Дети с ОДА плохо ориентируются в пространстве, быстро утомляются, моторно неловки.
Несмотря на наличие определенных трудностей развития и обучения детей с ОДА имеющих различные диагнозы, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это, прежде всего, низкая умственная работоспособность, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений. Кроме двигательных, у детей наблюдаются и речевые нарушения.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста с ОДА – явление очень редкое. В речи таких детей существуют разнообразные проблемы.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Плохая дикция.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников с ОДА – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Наглядность и красочность исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания. Можно отметить важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
При обучении детей с ОДА творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа.
Известный исследователь сказок В. Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.
При помощи карт Проппа можно легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Ребенку с ОДА это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
План действий
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Работа с детьми по картам Проппа проходит по следующей схеме :
На вводных занятиях я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами).
Только после этого приступаем к работе над пересказом.
На каждую сказку отвожу по два ОД.
На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем – карт Проппа.
На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих ОД узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
В результате проведенной работы дети учатся: – определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки; – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа; – уверенно манипулировать картами; – чувствовать красоту и образность родного языка.
Для примера привожу фрагмент ОД.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Программное содержание ОД:
1) воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение;
2) познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ»;
3) учить определять жанр произведения;
4) учить использовать в речи образные выражения;
5) учить подбирать прилагательные к существительному дед.
Ход ОД. 1.
Чтение сказки «Рукавичка».
Беседа с детьми.
– Какие звери попали в рукавичку?
– Почему дед потерял рукавичку?
Какой он? (Подбор определений.)
– Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?
– А деду хорошо без рукавички?
– Как вы думаете, могут ли такие события происходить на самом деле?
– Значит, это выдумка, вымысел?
– Что такое сказка?