Зульфия Хилалова
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадици-онными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Задачи:
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии и иглотерапии;
3. Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: модули аппликатора Кузнецова; льдинки, ароматизирован-ные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, музыка.
Этапы работы:
1. Подготовительно-организационный
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Анна Сергеевна, я работаю учителем-логопедом в МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок». Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
2. Презентация педагогического опыта.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики». Как вы видите, тема нашего мастер- класса, если можно так выразиться бесцветная, «пустая», поэтому мы сейчас постараемся наполнить ее не только цветом, но и содержанием, актуальностью.
Мне, как практикующему логопеду, хотелось бы начать с констатации фак-та, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает.
Весь практический материал, применение которого способствует эффектив-ному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.
Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дадут исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.
Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схе-ме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда»
Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. У которого нарушение формирования речи обязательно сопровождается слабым развитием мелкой моторики, а именно двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Учитывая, что сегодня дети, имеющие нарушения речи, встречаются не только на занятиях у логопеда, на логопунктах и в специальных речевых детских садах. Они в достаточном количестве посещают общеобразовательные детские сады и более или менее благополучно переходят к обучению в школе. Поэтому актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений, учителям, особенно начальных классов.
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н. Кант
Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традиционные и нетрадиционные.
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традицион-ные методы развития мелкой моторики :
• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими ореха-ми, карандашами, массажными щётками и т. д.);
• Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопрово-ждения);
• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, гра-фический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;
• Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пласти-лином, песком, водой, рисование мелками, углём и т. д. ;
• Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся :
• все нетрадиционные художественные техники: простейшие ви-ды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;
• теневой и пальчиковый театр;
• Су-Джок терапия;
• пескотерапия;
• криотерапия;
• иглотерапия.
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это иглотерапия и криотерапия. Мы не только познакомимся с каждым из этих методов, попробуем на практике, как он используются, но и в условиях ограниченного времени мастер – класса постараемся их объединить.
3. Представление продуктивных способов работы.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься.
Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.
Иглотерапия.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Естественно о «прокалывании детей» речь не идет. Иглотерапия проводится с помощью Аппликатора Кузнецова - игольчатый лечебно-профилактический массажер (иппликатор).
Игольчатый массажёр разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. Модульная конструкция аппликатора позволяет легко перестраивать их в зависимости от анатомических особенностей и областей, выбранных для воздействия. Аппликатор является очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг.
Противопоказания. Кожа, подвергаемая воздействию игольчатого пластмассового аппликатора, не должна иметь попиллом, бородавок и других образований.
Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажем. Начинаю это знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои, а затем его ладони на аппликатор. Ребенок сам регулировать силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать приятное легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы он испытывал болезненные ощущения. Как правило, детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятия на аппликаторах как веселую игру. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Использование не требует специальной подготовки, сам процесс перебира-ния модулей уже оказывает положительный массажный эффект. Педагог может разнообразить эту деятельность:
-предложить прошагать по дорожке;
-на рабочем поле поиграть в кладоискателей (2 шага направо, 3 шара вниз)
-сочетать с работой в песочнице, емкости с водой,
-искать отдельные модули в сухом бассейне,
- использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях,
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона КГМ и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пла-стиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики - криотерапия и иглотерапия используются мной в практике логопедической работы и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов:
• Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчи-ковые упражнения и их комбинации;
• У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
• Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
• Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, поло-жительный эмоциональный настрой;
Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направлен-ность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвер-жден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
4. Проведение имитационной игры.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов будут выведены на экран. Работать мы будем вместе, но чтобы максимально приблизить наши действия к логопедической работе с детьми дошкольного возраста, все этапы объединит лексическая тема «Зимние забавы».
1 этап - Криотерапия.
Участникам раздают льдинки, ароматизированные маслом апельсина (тех участников, у кого аллергия на цитрусовые просят воздержаться от выполнения задания).
У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой.
Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д.
В нашем случае, я могу акцентировать внимание на запахе и обыграть это:
Я вдыхаю апельсин,
Он дает мне много сил.
Буду лучше заниматься,
На занятиях стараться.
Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.
Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап - Пальчиковая гимнастика (придумать движения к словам пальчиковой гимнастики)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
На экране вы видите текст пальчиковой гимнастики, связанный с нашей лексической темой. Вам нужно придумать последовательность действий к этому тексту.
3 этап - Иглотерапия (проводится под спокойную музыку).
Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя модули аппликатора. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите.
(Обсуждение заданий)
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использова-ния разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики и соответственно речи детей.
5. Рефлексия.
Я предлагаю вам по 10-бальной шкале оценить:
• Организационные трудности при использовании данных методов в работе (где взять лед, во что положить, с кем из детей использовать и т. д.) (запомните эту цифру);
• Теперь оцените положительный эффект, эмоции детей, вариативность использования методов в работе. Сравните, пожалуйста, эти 2 цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше.
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.