Елена Дмитриева
Использование нетрадиционных изобразительных техник для экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 Актуальность темы
Дошкольное детство очень важный период в жизни каждого маленького человека – именно в этот период происходит разностороннее развитие ребёнка в самых разных видах деятельности. Одним из эффективных средств развития творческих способностей детей является продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта. В методической литературе продуктивная деятельность в аспекте экологического образования почти не рассматривается.
Публикация «Использование нетрадиционных изобразительных техник для экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Между тем эта деятельность предоставляет возможности и для экологического образования детей. У воспитателя есть уникальная возможность воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, помогая познать удивительный мир природы, увидеть необычное в обычном и создать необыкновенной красоты художественные произведения.
Работая несколько лет по теме использования нетрадиционных изобразительных техник в ДОУ, я наблюдаю положительное воздействие художественно-эстетического развития на воспитание у дошкольников бережного отношения к природе.
Прежде всего, это происходит потому, что растения и животные часто являются объектами продуктивной деятельности детей, т. к. очень интересны детям. Чтобы изобразить любой природный объект или природное явление в пластике, графике или живописи, создать поделку из природного материала, необходимо прежде всего рассмотреть его, отметить особенности внешнего вида, строения, формы и расположении частей. Поэтому очень часто в качестве предварительной работы часто проводятся наблюдения, рассматривания иллюстративного материала, а ведь не зря говориться в народе: «Любить – значит знать». Таким образом, познавая природу для того, чтобы изображать, ребёнок учится её любить и беречь.
Кроме того, благоприятный эмоциональный настрой детей во время создания рисунков и поделок, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивого рисунка, очень важны для общего развития детей. Но и здесь может быть экологическая составляющая – взрослый может помочь детям испытывать удовольствие ещё и от того, что можно насладиться превосходным изображением цветка при том, что живой объект останется в природе цел и невредим.
2. Используемые в работе виды изобразительной деятельности
2.1. Рисование
• Печать пальчиками
• Печать ладошкой
• Печать листьями
• Печать лохматой кисточкой
• Печать жёсткой кистью
• Тампонирование
• Рисование по мятой бумаге
• Рисование по мокрой бумаге
• Набрызг
• Граттаж
• Пластилиновая живопись
• Рисование крупой
2.2. Пластика
• Бумагопластика
• Оригами
• Тестопластика
• Снегопластика
2.3. Аппликация и ручной труд
• Волшебная флористика
• Коллаж
• Поделки из природного материала
3. Взаимодействие с семьёй
Только в тесном контакте с родителями можно добиться полноценного результата в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Стремясь выработать единые подходы к данной проблеме, я не только провожу родительские собрания и консультации на тему: «Влияние природы на нравственное воспитание дошкольников», но и стараюсь добиваться участия родителей в изготовлении вместе со своим ребёнком поделок из природного материала или поделок, изображающих природные объекты. Также родители оказывают помощь в изготовлении костюмов животных и растений для участия детей в театрализованных постановках (например «Письмо в природу» библиотека)
3.1. Выставки поделок
3.2. Изготовление костюмов природных персонажей
4. Результативность работы
Таким образом, можно отметить положительное влияние продуктивной деятельности на воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, любви и бережного отношения к природе.