Наталья Конкина
Использование народных игр для физического развития дошкольников при реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие человека имеет свое начало в детском возрасте. В процессе воспитательно-образовательной работы дошкольные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника. В этом гармоническом единстве особую роль играет физическое состояние, здоровье человека, как основа его всестороннего развития. Физическое воспитание закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые качества, формирует жизненно необходимые двигательные навыки: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, меткость и т. д.
Публикация «Использование народных игр для физического развития дошкольников при реализации регионального компонента» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Говоря об актуальности темы, можно отметить, что существуют различные средства развития физических качеств : тренажеры, упражнения, туризм, спорт, игры и т. п. Но учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, нам представляется наиболее доступным и важным в развитии физических качеств детей использование подвижных игр.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и кроме того,что в них испокон веков отражался образ народной жизни людей, их быт, труд, национальные устои, они направлены на формирование представлений о чести, смелости, мужестве, на желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, учат проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении народных подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями в процессе игровой деятельности, благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
.
Выбирая подвижные игры, мы учитываем и региональный компонент. в настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно – эстетическим ценностям. Мы, педагоги дошкольного образования, считаем, что нельзя чувствовать себя носителем той или иной культуры, традиции не усвоив происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром.
Наш донской край славится своим народом- лихими и смелыми казаками. Поэтому в подвижных играх и эстафетах мы используем соответствующие атрибуты- «шашки», «лошадей»,папахи и т. д Часто эти атрибуты изготавливаем своими руками.
Вот, к примеру, игровой материал по данной теме:
Эстафета «Пронеси кольцо шашкой»
Нужно подцепить кольцо шашкой, добежать до конуса «змейкой», опустить кольцо на конус и с шашкой вернуться назад, передать шашку следующему).
Эстафета «Донеси воду».
Дети должны взять коромысла с ведрами на плечи и нести до ориентира и обратно. (Спину держать прямо).
Эстафета «Скачки на лошадях».
2 командам нужно проскакать змейкой до ориентира и вернуться обратно.
Народные подвижные игры :
Игра «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По команде «Плетень» все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
Игра «Бабушка Маланья»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семеро детей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Друг на друга глядели,
Делали вот так:
Ну-ка, (имя, выходи.
Что нам делать, покажи!
Стоя в кругу, дети показывают, какие были уши, голова, носы и т. д. у Маланьиных детей. Ребенок, чье имя было названо, выходит в центр круга, показывает упражнения. (общеразвивающие упражнения)
Воспитатели нашего дошкольного учреждения широко используют русские народные игры в разных видах деятельности: на физкультурных занятиях, во время музыкальных и спортивных развлечений, на прогулке и т. д.
В отечественной педагогике вопрос о возможности и необходимости включения в образовательный процесс знаний о родной культуре и культуре иных народов поднимался в работах ученых и видных деятелей разных времен. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева и другие считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что нужно раннее приобщение детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку.
Таким образом, народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного, физического, нравственно-этического, национального, межнационального воспитания. Используя их в качестве такого универсального средства развития и воспитания, у детей можно сформировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально-положительную основу для развития национальных, патриотических, гражданских чувств, а также воспитать здорового и физически крепкого человека.
Список литературы
1. Ажермачева З. Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование : автореферат. – Томск, 2000.
2. Асташина М., Трещева О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3.
3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М. : Просвещение, 1981.
4. Гришина Г. Не забывайте народные игры. //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.
5. Демян Е. Физкультурные занятия с использованием элементов фольклора. //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.
6. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры. – М. : Просвещение, 1995.
7. Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М. : Просвещение, 1987.
8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М. : Просвещение, 1986.
9. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка//Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6.