Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Использование мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Елена Колесникова
Конспект мастер-класса «Использование мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Приветствие

Слайд 2

Звучит музыка

Предлагаю каждому из вас вернуться в детство и вспомнить те стихи которые вам читала мама, которые вы учили в школе, вспомните ваши любимые стихи?

Слайд 3

Какие ассоциации у вас со словом стихотворение?

А сейчас обратите внимание на видеоролик (на экране воспроизводиться видео 1).

Скажите, с какой проблемой столкнулись родители этого мальчика?

Часто мы сталкиваемся с тем, что дети не запоминают стихи, а если запоминают, то иногда заменяют в них слова, меняют строчки, либо пропускают их совсем.

Публикация «Конспект мастер-класса „Использование мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Но в то же время, многие родители отмечают тот факт, что их дети помнят почти все рекламы, могут рассказать серии любимого сериала.

Вспомните любую рекламу, например эту. (Видео 2)

Текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Слайд 4

Как вы думаете, в чем причина того, что то, что не нужно запоминается легко, а то, что хотелось бы запомнить не получается?

(Ответы)

Действительно, чтобы выучить стихотворение нам нужна произвольная память (мы учим это специально, это требует дополнительных усилий, во втором же случае – включается не произвольное внимание, включается интерес и эмоции ребенка.

Слайд 5

К. Д. Ушинский однажды сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Как вы понимаете это выражение?

Слайд 6

Сегодня мне бы хотелось рассмотреть использование такой формы работы по разучиванию стихотворений, как мнемотехника.

Поднимите руку те, кто слышал о мнемотехнике, применяете ли вы ее в своей практике?

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми.

Давайте разберемся, что такое мнемотехника?

Слайд 7

Мнемотехника(mnemonikon - греч. - искусство запоминания.) – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Впервые этот термин был введен Пифагором в 6 в до нашей эры.

Слайд 8

Вернемся к нашему видео, где мальчик учит стихотворение.

И так причины того, что мальчик плохо запоминает стихотворение. это….

(ответы)

Действительно, память - вот в чем причина. Если она хорошая, то информация запоминается быстро, если плохая, то надо потрудиться.

Сейчас мы постараемся выяснить уровень вашей слуховой памяти.

Я назову вам 10 слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Холодильник, поэт, пианино, ветер, автомат, телефон, кровать, учитель, журавли, ураган.

Кто сможет повторить все слова которые я назвала? (Ответы педагогов)

Вы молодцы запомнили много слов, но не все.

Сейчас я усложню задание. Еще раз послушайте слова и постарайтесь запомнить их по порядку. (Читаю слова еще раз)

Кто попробует повторить эти слова по порядку? (Ответы педагогов)

— Все смогли запомнить?

Какие трудности возникли? В чем затруднение?

Сейчас мы будем разбираться.

— Скажите коллеги, а что помогло бы нам запомнить слова по порядку?

Давайте вместе попробуем символами обозначить каждое слово. Мне нужен помощник, который будет нам помогать зарисовывать.

На ватмане расчерчено десять квадратов, в каждом квадрате рисуем символы слов.

Первое слово холодильник. Как схематически можно его изобразить? Как еще можно?

Поэт. Какие ассоциации у вас с этим словом? Что мы можем изобразить?

Пианино. Как бы вы его изобразили?

Каким символом можно изобразить ветер?

Следующее слово автомат. Как можем обозначить это слово? Может буквами можно как то обозначить?

Телефон. Ваши предложения? Как бы вы изобразили?

Подумайте, как изобразить кровать?

Какая ассоциация у вас со словом учитель?

Журавли. А вспомните, как в детстве мы рисовали птиц?

Придумаем символ к последнему слову – ураган.

Все слова у нас спрятаны.

Кто хочет попробовать произнести все слова по порядку? Мне надо еще раз назвать эти слова? (называют слова)

Что помогло вам назвать по порядку все слова правильно? (ответы)

Вы придумывали и изображали символы, с помощью которых легко запоминали слова. Это один из способов быстрого запоминания.

Подбирать символы к словам мы научились и можно попробовать перейти к зашифровке стихотворений.

Мне нужно шесть человек. Я раздам вам стихотворения. Ваша задача выучить его за не большой промежуток времени. Одни из вас составят для себя мнемотаблицу в которой вы зашифруете стихотворения (по строчкам). Другие попробуют изобразить стихотворение в виде коллажа. И остальные нарисуют стихотворение.

Слайд 10

Для зрителей.

Пока наши коллеги готовятся, я вам покажу видео, где дошкольник рассказывает стихотворение по мнемотаблице, которую сделал воспитатель вместе с детьми. (Видео3)

Еще хотелось бы рассказать вам о существовании живых мнемотаблиц, дети их очень любят. С помощью таких мнемотаблиц, стихи учить еще веселее.

(Показ живых мнемотаблиц 4) + Видео детей 5

Давайте попробуем угадать, какие стихотворения зашифровали дети вместе со своими родителями? (на экране демонстрируются мнемотаблицы, выполненные детьми вместе с родителями)

Участники готовы представить нам свои стихотворения. Размещаем на мольберт. Изображение каких слов, понятий, фраз вызвало у вас затруднение?

Выделите в стихотворении слова, которые могут быть не понятны детям? Попробуйте объяснить их смысл.

Трудно было составлять таблицу? А вам коллаж к стихотворению? А рисунок вы быстро придумали? Какие эмоции вы испытывали в процессе выполнения заданий? Как Вы думаете, какой из приемов мнемотехники наиболее эффективный в работе с детьми дошкольного возраста?

Кто из вас попробует рассказать стихотворение?

Как же по таким таблицам научить ребенка учить стихотворения?

Перед проведением мастер-класса некоторые из вас получили этапы работы над стихотворением. Выйдите и станьте в той последовательности в которой вы считаете должны стоять.

Слайд 20

Этапы работы над стихотворением :

• Взрослый выразительно читает стихотворение;

• Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

• Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

• Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

• Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Обоснуйте, почему вы решили расставить этапы в такой последовательности? (ответы)

Уважаемые коллеги вы согласны? Может кто-то думает иначе?

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого метода запоминания стихотворения, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.

Зарисовывая с детьми стихи, я решила сама попробовать выучить стих который мне нравится очень давно:

Андрей Деменьтьев

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.

Если даже за все вам — усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование мнемотехники для разучивания с детьми стихотворений. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Слайд 21

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и активное участие, пожелать вам творческих успехов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мнемотаблицы в работе с детьми при разучивании стихотворений (из опыта работы)Мнемотаблицы в работе с детьми при разучивании стихотворений (из опыта работы) Одной из эффективных форм развития речи дошкольников является заучивание стихотворений. Стихотворения развивают у детей память, речь, мышление,.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Использование мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 июня 2024 в 23:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Использование мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесникова (УИ 509670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД