Светлана Ахмадуллина
Использование методики коллективного трудового дела в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема выбора необходимого метода воспитания возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс воспитания. Дети сегодня другие, и роль воспитателя должна быть иной. Как организовать, заинтересовать ребёнка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельные, групповые, ролевые, рефлексивные и прочие актуальные формы воспитания.
Очень значимыми могут быть проектная и исследовательская технологии.
Публикация «Использование методики коллективного трудового дела в воспитательном процессе» размещена в разделах
Коллективное трудовое дело (КТД) - это форма воспитательной работы, ориентированная на развитие фантазии и творческих способностей детей, которая предполагает участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов.
В основе этой формы три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Для успешного проведения КТД необходимо соблюдать условия:
1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.
2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.
3. Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.
4. КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
Этапы подготовки и проведения КТД:
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака, когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Все приемы на этапе направлены на создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи.
5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:
• " Торжественное начало, "зачин" (постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов);
• " Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
• " Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание).
6. Этап подведения итогов. Сначала - среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Виды КТД (направления):
• Общественно – политические (военно-патриотические) Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи взрослого - получение соответствующих знаний, умений и навыков. КТД политического толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.
• Познавательные (интеллектуальные). Даже пассивное участие в познавательных делах группы влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т. е. дети получают и проверяют свои знания.
• Экологические. Природа - лучший учитель ребенка. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
• Трудовые. Можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.
• Спортивные. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность оздоровления. Она должна быть ежедневной и разнообразной.
• Художественные. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др. ; помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.
• Нравственно – эстетические. Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
• Досуговые. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Что же является результатом качественного осуществления коллективно – творческого дела? Прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали», связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной практике участников детских общественных объединений.
КТД помогают воспитанию. Тут нужны определенные усилия со стороны руководителей. Дети в группе всегда разные и воспитатель должен стараться заметить чего не хватает ребенку. Большинство детей стесняются своего творчества, другие наоборот – прячутся за показной развязностью. Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых всегда забывают. Воспитатель всегда должен наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о них, сказать, что понравилось в их работе. Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других. Так же КТД развивают способности детей и учат уважать творчество других.
Коллективно творческие дела это очень интересный метод воспитательной работы. По-моему мнению, этот метод можно эффективно использовать в работе.