Миляуша Рамазанова
Любовь к детям в воспитательном процессе Януша Корчака
▼ Скачать + Заказать документы
В центре человеческих мыслей, чувств и действий всегда стояла любовь, и тема любви глубоко изучалась философией и искусством.
В педагогическом аспекте понятие «любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания педагога, а любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими свойствами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
Публикация «Любовь к детям в воспитательном процессе Януша Корчака» размещена в разделах
«Любовь к ребёнку» является важнейшей составляющей воспитательного процесса. Родители, передающие основные общевоспитательные задачи государству и обращающие внимание на физическую безопасность собственных детей, разучились любить ребёнка и нести ответственность за него. Государственные институты никогда не имели и никогда не смогут дать ребёнку любовь.
Сегодняшний день действительно можно говорить о существующем кризисе воспитания, охватившем все уровни, начиная с самого главного – семьи, образовательных учреждений, армии, школы. И важная проблема этого кризиса – это утрата любви к ребёнку.
Проблема родительской любви проявляется с увеличением социального сиротства, отказом матерей от ребёнка ещё в роддоме и оставлением ребёнка без присмотра родителями, когда недостаток родительской любви или же её неверный, неполноценный характер проявляются уже как результат воспитания. В данном случае, мы имеем так называемый эффект бумеранга, если отсутствие любви направляется на родителей, на всё общество и в конечном счёте мы обладает рост преступности, бродяжничества.
Учитывая эти проблемы, хочется спросить: «Так как же нам любить ребёнка?» Почти все известные учёные-педагоги, детские психологи изучали эту проблему и пытались найти ответ, но ни один из них не рассматривал эту проблему так глубоко и не подходил к ней так буквально как Януш Корчак, которым в современном мире многим людям знакомо эта имя. Биография известного польского, писателя, педагога и врача поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Из всего литературного наследия легендарного польского педагога и писателя Януша Корчака трудно выделить отдельные педагогические работы. В принципе все его произведения: и публицистика, и сказки, и дневник, все касаются вопросов воспитания и несут педагогическую тематику. Педагогическую теорию Корчака разрешено свести к одной обычный истине: надо любить детей. А как это сделать – над этим заставляют поразмыслить его книжки и личный пример. Его одна из известных педагогических работ которая называется - «Как любить ребёнка». В его работах вы не найдёте рекомендаций по «уходу и воспитанию» и советов по «выращиванию послушных гениев». Он учит родителей слушать своё сердце.
Существенными принципами такого воспитания он считал, кроме уважения личности и прав ребёнка, конкретное и диалектическое видение ребёнка, индивидуальный подход к нему, постепенное и глубокое изучение ребёнка, ослабление отрицательных черт его характера и развитие положительных, постепенное воздействие на него. Я. Корчак указывал на то, что важными чертами разумного воспитания являются не только понимание, но и терпимость воспитателя во взаимоотношениях с детьми, его умение прощать их вследствие этого понимания.
Основная идея Януша Корчака - педагог должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь в искреннем почтении к ребёнку, его проблемам, труду познания данного общества. Эта любовь должна проявляться внутренне в глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, анализе результатов наблюдения и выработки отсюда индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. По внешнему виду данная любовь обязана проявляться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нем скрытые таланты, оживлять в нем лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.
Библиографический список
1. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М. :Педагогика,1979
2. Сечина К. А. Смыслы понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
3. Шевченко Л. Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза. – Москва, 2010