Екатерина Степаненко
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
в коррекционно-воспитательном процессе
Ищенко Екатерины Евгеньевны,
воспитателя ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН»
Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из главных задач в коррекционно-воспитательном процессе – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников реабилитационного центра, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательном процессе» размещена в разделах
Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность коррекционно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
В своей работе, согласно режима дня, организовываю двигательную деятельность детей:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
- гимнастика после сна;
- ежедневный режим прогулок;
- создание необходимой развивающей среды;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
- занятия по формированию здорового образа жизни, на которых дети учатся простейшим нормам и способам поведения, способствующим сохранению и укреплению здоровья, формируется положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни, закрепляются полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
С этой целью разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Калейдоскоп здоровья».
С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур :
- босохождение;
- умывание;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
- воздушные ванны в облегченной одежде;
- гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
В рамках лечебно-профилактической работы провожу следующие мероприятия:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на физкультурных занятиях;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- употребление соков и фруктов;
- использование очистителей воздуха;
- кварцевание группы;
- прием поливитаминов;
- игровой массаж (закаливающее дыхание, массаж рук, ушей, подошв).
Использую методики нетрадиционного оздоровления детей :
пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
- психогимнастика по методике М. Чистяковой;
- игровой массаж А. Уманской.
В работе с родителями основным направлением является консультативно – информационная работа:
- по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для воспитанников;
- активное участие родителей в спортивных мероприятиях совместно с детьми;
- оформление буклетов, письменных рекомендаций, памяток.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются под наблюдением психолога, медицинского работника.
Совместно с психологом использую арттерапию, технологию воздействия цветом, сказкотерапию, песочную терапию (игры с песком – постройки из песка, пересыпывание, рисование на песке пальцем, палочкой); проводим тренинги на разгрузку эмоционального напряжения, релаксации, используя спокойную классическую музыку (П. Чайковский, С. Рахманинов, «Звуки природы», методические разработки Е. Матвиенко). Все эти технологии направлены на воспитание физически и психологически здоровых детей.
Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет на здоровье и развитие ребенка : активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление. Слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
Таким образом, у наших воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.