Папки-передвижки

Использование МАК в работе с детьми дошкольного возраста как инструмент всестороннего развития

Елена Анохина
Использование МАК в работе с детьми дошкольного возраста как инструмент всестороннего развития
▼ Скачать + Заказать документы

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ИНСТРУМЕНТ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ»

Анохина Е. А.

Использование современных технологий обучения дошкольников.

«Я продолжаю верить, что если детям

предоставить необходимые инструменты

для достижения успеха, они преуспеют даже

за пределами своих самых смелых мечтаний!»

Дэвид Виттер

Публикация «Использование МАК в работе с детьми дошкольного возраста как инструмент всестороннего развития» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, и требует от дошкольного учреждения создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. И наша задача как педагогов обеспечить все условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, способствовать формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности.

Для выполнения этих требований необходимо внедрять новые, интересные, современные, но в тоже время удобные и эффективные методы работы. Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в работе с детьми, одним из самых действенных и простых инструментов являются метафорические ассоциативные карты - МАК.

В своей статье мне бы хотелось поделиться опытом по использованию этого метода. Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и создателем, и изобретателем. Так что же такое МАК и как они помогут в развитии дошкольника?

МАК в работе с детьми дошкольного возраста - инструмент эффективный, вариативный и доступный. Метафорические ассоциативные карты– это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и креативным материалом заключается в том, что работа с использованием метафорических ассоциативных карт позволяет:

Стимулировать творчество и интуицию, развивать все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание;

Снять психологическое и эмоциональное напряжение;

Создать атмосферу безопасности и доверия;

Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции;

Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем и будущем;

Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма выхода из критической ситуации;

Позволяет педагогу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим материалом.

В своей работе с детьми дошкольниками я использую несколько комплектов метафорических ассоциативных карт:

1. «Тропинка к своему Я» Л. И. Кононова, издательство речь;

2. «Я и все-все-все» К. Крюгер, издательство речь;

3. «Роботы» автор Т. Ушакова, издательство Генезис;

4. «Домик номер шесть» С. Добычина, издательстве «Ридеро».

Каждый из этих карт несёт свою направленность, а также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от задач или направления работы.

Приведу пример нескольких техник - вариантов работы с картами, применяемых мною в работе с детьми :

Метафорические ассоциативные карты «Домик номер шесть»

Работа строится по сюжетной линии самой сказки «Домик номер 6», изданной в издательстве «Ридеро» или прочитанной вместе с детьми на сайте :

https://ibelieveto.ru/metaforicheskie-assotsiativnyie-kartyi-domik-nomer-shest/

В основу работы закладываются основные принципы работы со сказками : Осознанность, основной акцент на развитие причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимания роли персонажа; общие вопросы: что происходит? Почему?

Задача: показать, как одно событие плавно вытекает из другого, понять место и закономерности появления и назначения каждого персонажа в сказке.

Множественность, основной акцент на то, что понимание одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений.

Задача: показать одну и ту же сказочную историю с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой совсем иначе;

Связь с реальностью, основной акцент на осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывает сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

«Групповой рассказ»

Игроки разбиваются на две команды. Каждая команда получает по 5-9 карточек и придумывает свой рассказ. Представитель первой команды справа от педагога начинает рассказ с первой фразы, например, «Гномик шел по лесу». Второй игрок, сидящий рядом с ним, продолжает: «Гномик шел по лесу и увидел солнышко на грядке». Третий игрок: «Гномик шел по лесу, увидел солнышко на грядке и начал помогать собирать морковку». Когда закончит первая команда, свой рассказ начинает вторая.

Игровая цель: в игре побеждает та команда, которая сможет рассказать более длинный рассказ.

Общая задача педагога - развитие навыков работы в группе, познавательных способностей (воображения, внимания, памяти и т. д.).

Метафорические ассоциативные карты «Роботы»

«Робот – портрет»

Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? ( как вариант: а каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого, Создай друга своему роботу; Свое сообщество роботов; Свою семью роботов; Создай робота в прошлом, настоящем, будущем; Создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.

Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка.

Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Рассказывая об изображенных на картах героях, складывается своего рода сюжет, сохраняется ощущение нереальности происходящего, что придает ребенку уверенность в безопасности («ведь это не про меня рассказ, а про этого робота!»

Ребенок в ходе игры выделяет самые значимые для него качества, выделяет все особенности, моделирует будущее и делает заключения.

Рассказ и изображения, составленные ребенком во время игровых моментов: Этот робот и его зовут Военный – помощник. Он нужен для того, чтобы убраться и защищать, чтобы если все ушли из дома и забыли выключить плиту, не случился пожар. Робот нужен, чтобы ходить в магазин за продуктами если что – то надо приготовить. Он похож на меня, потому что радуется, волосы тоже похожи на мои. Все части подходят друг к другу, только голова немного не подходит. Мне бы понравилось, если шея была другая, а так можно подумать, что шея отделилась и открылись провода. Глаза у робота прикрыты, потому что он разряжается, и не хватает энергии, и зарядки. А батареи у него в туловище, и немножко батарей в ногах. Я выберу ему помощника, начну с туловища, оно будет таким, чтобы делать роботу уколы и голова как у доктора и ноги. Если и доктор - робот заболеет, можно ещё помощника найти. Это доктор – робот. Этот робот – мой папа, он врач и полицейский.

Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.

Созданные ребенком герои могут оказываться в различных ситуациях, похожих по своей тематике на волнующие и значимые проблемы ребёнка. Это может быть ситуация неконтролируемой агрессии, ситуация наказания за проступок, ситуация отвержения окружающими.

Таким образом, у ребёнка с помощью метафорических ассоциативных карты формируется опыт позитивного выхода из травмирующего обстоятельства.

Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать вывод:

Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.

Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.

С помощью карт ребенок активизирует и обогащает словарный запас и получает толчок к понятию смысла изображения.

МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.

МАК развивают творческую составляющую.

Использование такой инновационной методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения.

Раскрывается творческий потенциал, воображение, повышается самооценка. Значительно активизируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, речь становится не только способом общения, но и инструментом мышления, средством регуляции деятельности.

Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый педагог может найти собственное применение картам в воспитании и развитии детей.

Список использованных источников

1. Буравцова Н. В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками / Генезис, - 2017.,- 200 с.

2. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М. : Генезис, 2013. – 160 с.

3. Толстая С. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании / С. В. Толстая. – М. : ООО «Вариант», 2019.- 260с.

4. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М. : Генезис, 2014. – 168 с.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование МАК в работе с детьми дошкольного возраста как инструмент всестороннего развития
Опубликовано: 20 октября 2020 в 19:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование МАК в работе с детьми дошкольного возраста как инструмент всестороннего развития» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД