Татьяна Сидорова
Консультация для педагогов «Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт работы в детском саду по развитию конструктивных навыков у детей раннего возраста (2-3 года) показал, что это увлекательное и важное направление, требующее терпения, индивидуального подхода и правильно подобранных методик. Дети этого возраста находятся на начальном этапе развития мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления, поэтому работа строится на постепенном усложнении задач. Начинали с простых, крупных элементов: больших кубиков, мягких модулей, колец пирамидок. Дети учились брать предметы, ощупывать их, класть один на другой. Важно было обеспечить безопасность: выбирали материалы с гладкой поверхностью, без острых углов. Далее переходили к развитию навыков: сначала сборка пирамидок (сначала 2-3 кольца, постепенно увеличивая количество, затем строительство башен из кубиков (постепенно увеличивая высоту, конструирование из мягких модулей (создание "домиков", "горок", "тоннелей" и использование их в сюжетно-ролевых играх, и, наконец, игры с крупным строительным материалом (большие кубики, панели, конструкторы LEGO DUPLO – для более старших в ранней группе, что развивало пространственное воображение. Например, задание "Построй гараж для машинки" способствовало развитию креативности и навыков решения проблем. Параллельно использовали дидактические игры: "Найди такой же" (подбор кубиков одинаковой формы и размера, "Сложи узор" (собирание мозаики из крупных элементов, "Что лишнее?" (нахождение лишнего элемента в наборе кубиков). Не все дети развивались с одинаковой скоростью. Тем, кто справлялся с заданиями легко, предлагались более сложные задачи. Тем, кто испытывал трудности, помогали, поддерживали, показывали примеры. Конструирование интегрировали в сюжетно-ролевые игры: "Строим дом", "Магазин игрушек", "Строим дорогу для машинок", что делало занятия более интересными. Например, ребенок А. (2 года 6 месяцев) в начале года с трудом ставил один кубик на другой, а к концу года самостоятельно строил башню из 5-6 кубиков и собирал пирамидку из 5 колец. Ребенок Б. (3 года) легко справлялся с простыми задачами, а к концу года строил сложные конструкции из кубиков, использовал разные элементы и самостоятельно придумывал сюжеты для игр. В результате систематической работы дети значительно улучшили свои конструктивные навыки. Они стали более внимательными, усидчивыми, у них развилась мелкая моторика, пространственное мышление и воображение. Дети научились самостоятельно строить, решать простые конструктивные задачи, создавать сюжеты для игр. Это положительно повлияло на их общее развитие и подготовку к обучению в старшей группе. Развитие конструктивных навыков — это длительный процесс, требующий терпения и систематической работы, но результат стоит затраченных усилий.