Евгения Киримова
Использование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографией» Эльконин Д. Б.
Учителя начальных классов массовых школ отмечают, что многие дети, при поступлении в первый класс испытывают затруднения в овладении грамотой и, часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным знаниям и навыкам. Это «пассивный багаж», не обеспечивающий основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение. Кроме того, несформированность фонематического восприятия, представляющее собой сложное многомодальное нарушение, проявляется на всех уровнях языка и речи (лексическом, грамматическом, фонологическом). Многие сложности при обучении детей в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе.
Публикация «Использование логоритмических игр для формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2016
Результаты логопедического мониторинга по разделу «Фонематическое восприятие» показали, что на протяжении нескольких лет значительное количество детей имели низкий уровень развития. В ходе речевой диагностики детей дошкольного возраста по данному разделу, мною были отмечены типичные ошибки:
- дети нечётко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи;
- недостаточность слухоречевого ритма и нарушение динамического праксиса;
- многочисленные ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
В связи с этим, я стала искать новые методы и приемы, которые позволят добиться скорейших результатов развития фонематического восприятия. Как показала практика одним из действенных и эффективных путей коррекционного воздействия является логопедическая ритмика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией. Целью логопедической ритмики является – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Главная задача логопедической ритмики – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. На основе полученных в ходе речевого обследования данных, мною были подобраны логоритмические игры с учетом этапов становления фонематического восприятия. Коррекционная логоритмическая работа по формированию фонематических операций осуществлялась мною поэтапно, каждому этапу коррекционной работы я подобрала логоритмические игры, которые способствуют формированию фонематического восприятия у детей с нарушением речи:
1 этап - Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз.
Цели первого этапа – развивать у детей способность узнавать и различать неречевые звуки; совершенствовать слуховую память и слуховое внимание; учить различать силу, высоту, тембр голоса.
«Слушаем сказку», «Далеко и близко».
2 этап - Умение различать сначала слоги и слова, похожие по звуковому составу, а затем и звуки (фонемы, близкие в акустическом отношении. На втором этапе ставились следующие цели – развивать речевой слух, учить различать слоги, слова и звуки родного языка.
«Поговорим на разных языках» «Молоточек» «Подбери рифму» «Лишнее слово».
3 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа (подготовка к обучению грамоте).
Цели третьего этапа – формировать у детей умение определять количество слогов в словах разной сложности; учить выделять в звуковом потоке гласный, затем согласный звук; определять первый, последний звуки в слове; выделять слова с предложенным звуком из группы слов (из предложения); определять место, количество, последовательность звуков в слове. «Слова-песенки». «Где звук?». «Встали звуки по порядку».
Применение данных логоритмических игр, позволило детям с первых дней пребывания в речевой группе включиться в работу, значительно повысило интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияло на процесс развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
Ежегодное отслеживание выпускников, беседы с учителями начальных классов на совместных педагогических совещаниях доказало действенность применения логоритмических игр с детьми, страдающими нарушением фонематического восприятия. Выпускники владеют звукобуквенным и звукослоговым анализом слов, значительно снизилось количество детей с дисграфией и дислексией.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
1 ЭТАП
«Далеко и близко». Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ, развитие слухового внимания.
Описание игры. Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится далеко, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, или какой-либо из звуков улицы (города) – тук-тук, ту-ту, дзинь-дзинь). Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звеним звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
«Слушаем сказку». Цель: привлечь внимание детей к тому, что голоса бывают разные, развить у детей слуховое внимание.
Оборудование: кассета, диск с записью инсценировок любых сказок. Предметные картинки героев сказок.
Описание игры. Дайте послушать детям сказку. Обсудите, как говорил каждый из героев: у волка голос был грубый, страшный, а у Красной Шапочки нежный, ласковый. Предложить детям послушать и отгадать, кто из героев сказки будет с ними сейчас говорить. Для этого спрячьтесь за ширму (занавеску) и спросите, подражая голосу Красной Шапочки: «Ребята, вы меня узнаете? Кто я?» Затем задайте тот же вопрос, но голосом волка. При повторении упражнения произносите лишь слова: «Кто я?». Предложите детям послушать музыку и отгадать, кто под нее должен пойти по дорожке: девочка или волк. Попросите детей самих изобразить под музыку, как идет по дорожке каждый из героев сказку. Красная Шапочка, волк и охотники. По аналогии работаем со сказкой «Три медведя» (голоса Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки Машеньки).
2 ЭТАП
«Поговорим на разных языках». Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия – различение на слух слога, отличающегося от остальных, воспроизведение разных слоговых сочетаний.
Описание игры. Педагог сообщает детям, что сейчас они будут учиться говорить на разных языках (надо слушать очень внимательно, постараться все запомнить и правильно повторить). Затем педагог произносит определенную последовательность слогов. Каждому ребенку предлагаются новые варианты. Во время выполнения ребенком задания остальные дети следят за его правильностью. 1)Сначала детям предлагаются слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками: ТА-ТО-ТУ, МУ-МА-МО. 2) Затем слоги с общим гласным и разными согласными звуками: ДА-МА-НА, ФО-ХО-БО. 3) Потом пары и цепочки слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: ПА-БА-ПА, ФО-ВО-ВО. Для поддержания интереса детей к проговариванию цепочек слогов педагог предлагает им поговорить на птичьем языке: гусином (га-га-ка, га-ка-га); голубином (гу-гу-ку, гу-ку-гу); курином (ко-ко-го) или спеть за кукушкой ее нехитрую песенку – «ку-ку-гу, ку – гу –ку». В этом случае уместно с проговариванием слогов сочетать движения: легкие наклоны туловища вперед, при отведенных, как крылья, назад и в стороны руках.
Аналогичные цепочки слогов составляются с согласными Ф –В (фу-ву-фу, фу-ву-ву) – это может быть язык ежей, который сопровождается движениями кистей рук. Обыграть слоги с согласными С – З можно, соотнеся с песенкой комара: су-зу-су, су-су-зу и др., сопровождая движениями (указательный палец – «жало комара» выставленный вперед из кулачка правой руки, движется вперед и возвращается назад, при произнесении каждого слога).
«Молоточек». Цель: активизация слухового внимания, развитие чувства ритма и фонематического восприятия – умения воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога, автоматизация звуков в слогах.
Описание игры. Педагог произносит цепочку одинаковых слогов, сопровождая их движениями – ударяет сверху правым кулаком по левому. При произнесении безударных слогов, правый кулак, выполняющий роль молоточка, поднимается невысоко и лишь слегка ударяет по нижнему, а при произнесении ударного слога молоточек поднимается выше и ударяет сильнее. Задание выполняется индивидуально. Каждому ребенку педагог предлагает новые варианты слогов. Взрослый спрашивает у детей, прослушавших ответ, правильно ли молоточек отстучал нужный ритм.
Варианты слоговых цепочек:
ма – ма – МА; та – та – ТА; па - па – ПА; ва – ва – ВА, га –га – ГА.
ма – МА – ма; та – ТА – та; па – ПА – па
МА – ма – ма; ТА – та - та; ПА – па – па.
В дальнейшем задание усложняется – «молоточек» сломался, и передать ударение в слоговой цепочке нужно будет только с помощью голоса на том же слоговом материале.
«Подбери рифму». Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия – выработка умения подбирать рифму к слову.
Оборудование: предметные картинки к стихам.
Описание игры. Педагог просит детей помочь ему сочинить коротенькие песенки. Взрослый поет без музыки на простой мотив слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с детьми, после того, как дети увидят на картинках предлагаемые варианты ответов, например, к стишку: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая…» предлагаются картинки с изображением ягод малины и черники. Если дети затрудняются сделать выбор, то педагог произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом с рифмующимся, предлагая детям выбрать тот стишок, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, дети вместе со взрослым пропевают получившуюся песенку. Сначала для выбора рифмы даются два слова, а затем три.
Мы купили кошке к празднику (бантик, сапожки)
У моей сестрички длинные (косички, хвостики)
Собираем мы в лукошко очень крупную (картошка, клубника)
Побывали мы в лесу, увидали там (медведя, лису, зайца).
«Лишнее слово». Цель: активизация слухового внимания, развитие фонематического восприятия – различение на слух слова, несозвучного остальным.
Описание игры. Педагог произносит цепочку слов и просит детей найти в ней лишнее слово, которое непохоже на остальные. Сначала педагог произносит всю цепочку слов, а дети слушают молча, затем взрослый повторяет слова еще раз, а дети хлопают в ладоши (топают ногой или совершают другое движение) в момент, когда услышат лишнее слово в этой цепочке слово. Например:
ДОМ, СОМ, КОМ, ПЛАТОК
СУК, ЖУК, ВЕТКА, ЛУК и др.
3 ЭТАП
«Слова-песенки». Цель: обучение фонематическому анализу – определение первого ударного гласного звука в слове.
Описание игры. Педагог произносит слово «Утка» (удочка, урна, уж, улица, выделяя голосом первый звук У, и просит детей назвать этот звук. Если детям это не удается, то взрослый длительно пропевает первый звук У в слове, меняя при этом высоту голоса У-у-У-у, и лишь затем произносит остальные звуки слова «утка». Можно использовать мяч, при выделении первого звука в слове (ударяя мячом об пол, или передавая другому ребенку). Аналогично выделяется первый согласный звук в слове.
«Где звук?». Цель: обучение звуковому анализу слов – определение местонахождения заданного звука в словах.
Оборудование: флажки по количеству детей.
Описание игры. Дети встают в колонну (в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки, рассчитываются на первый, второй, третий. После этого перестраиваются в маленькие колонны по три человека. Педагог вместе с детьми уточняет, кто из них стоит в начале, середине и конце колонны. Каждому ребенку дается в правую руку флажок. Затем педагог называет слово, а дети определяют место заданного звука в нем. Например, надо найти, где находится звук М: в начале, середине или конце слова «маяк». Звук расположен в начале слова, значит ребенок, стоящий в начале колонны должен поднять свой флажок. При произнесении слова «гноМ», флажок поднимает ребенок, стоящий последним в колонне. А если прозвучит слово «лиМон», то флажок поднимает ребенок, стоящий посередине. Аналогично проводятся игры по определению местоположения в слове других звуков.
«Встали звуки по порядку». Цель: развитие фонематического восприятия – обучение звуковому синтезу слов.
Оборудование: карточки с буквой и картинкой, изображающей предметы, начинающиеся на этот звук: Н - нож, О – облако, С – сыр.
Описание игры. Из всех детей выбирается три игрока. Они встают в шеренгу, рассчитываются на первый, 2, 3. После этого игроки получают от педагога по одной карточке с буквой и картинкой к ней. Взрослый вместе с детьми уточняет, у кого из игроков какая буква. Ребенок, чья буква названа, поднимает над головой свою карточку, показывая ее остальным. Затем педагог дает детям задание составить слово НОС, определив для этого место каждого звука в слове и встав в шеренгу таким образом, чтобы буквы в слове оказались каждая на своем месте. Когда дети встанут в нудном порядке, читается получившееся слово, а затем дается новое задание – составить из этих же букв слово СОН. Следующей стройке игроков можно дать аналогичное задание со словами КОТ и ТОК, ЯНА и АНЯ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» - М. : Владос, 2003
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М. : Учебная литература, 1997
3. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Академия, 1999.
4. Гревцева Е. В. Логопедический тренинг – СПб. : СпецЛит, 2002
5. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М. : Творческий центр, 2010
6. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. - В 2-х книгах. Книга 2. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Новиковская О. А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. С-Петербург: «Корона принт», 2005
8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
9. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М. : Тандем, 1998
10. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. - М. : МГОПИ, 1999