Приложение МААМ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР

Оксана Тарасова
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками

с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».

Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

В современных условиях реформирования образования все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающий эффективность коррекционного процесса.

Теоретические и практические исследования в этом направлении выявили, что в группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно-логопедической работы в большей степени зависит от логопедизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях ДОУ.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.

Особое значение в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей.

Основными целями при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя являются:

Повышение качества коррекционно-логопедической работы;

Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;

Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основными видами организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей являются:

1. Совместное изучение программы (Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ТНР, с РАС, с комплексными нарушениями и с ДЦП). Воспитатели должны знать содержание не только тех разделов, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

2. Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателя с основными приемами обучения, подбором наглядного материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка. Открытые занятия воспитателей, на котором логопед проверяет правильность подбора и использования методов и приемов работы по закреплению речевых умений.

3. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них.

4. Интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя (совместное проведение занятия как итог усвоения лексической темы)

5. Совместная подготовка к детским праздникам (логопед подбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

6. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда и воспитателей, направленные на развитие и коррекцию компонентов речи, а так же на развитие неречевых психических процессов, связанных с речью:

Функции логопеда:

1. Развитие фонетического компонента языковой системы:

a. Общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики, звукопроизношения;

b. Восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;

c. Просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации).

2. Формирование фонематических процессов:

a. Фонематического восприятия;

b. Фонематического анализа и синтеза;

c. Фонематических представлений.

3. Совершенствование состояния лексического компонента речи:

a. Активизация и развитие номинативного, предикативного и атрибутивного словаря ребенка;

b. Закрепление обобщающий понятий;

4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

5. Формирование грамматического строя речи:

a. Процесс словоизменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

b. Синтаксической структуры предложения;

6. Совершенствование связной речи (диалогической и монологической).

7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты (уточняем артикуляцию звуков, даем им характеристику, соотносим звук с буквой и печатаем буквы).

8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

9. Предупреждение нарушений письма и речи.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференциация их со смешенными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении занятий в группе в течении недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей по текущей лексической теме во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течении всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, пересказ текстов, знакомство с художественной литературой и пр.).

5. Закрепление графомоторных навыков.

6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Для достижения поставленных целей в логопедических группах разработан особый режим дня. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этими в распорядок дня дошкольников входит время для занятий воспитателей: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка и др. при этом логопед свободно может брать на свои занятия детей с любых занятий воспитателей.

В системе планирования и работы учителя-логопеда и воспитателя выбран принцип понедельного изучения лексических тем. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.

Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности. И основным отличием является то, что логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (воспитатель проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике).

Рекомендуется организовать в группе логопедический уголок. В этот уголке необходимо подобрать настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Так же логопед совместно с воспитателями оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайтаПродуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 31 января 2017 в 15:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тарасова (УИ 541853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД