Оксана Тарасова
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками
с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».
Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
В современных условиях реформирования образования все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающий эффективность коррекционного процесса.
Теоретические и практические исследования в этом направлении выявили, что в группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно-логопедической работы в большей степени зависит от логопедизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях ДОУ.
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.
Особое значение в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей.
Основными целями при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя являются:
Повышение качества коррекционно-логопедической работы;
Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основными видами организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей являются:
1. Совместное изучение программы (Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ТНР, с РАС, с комплексными нарушениями и с ДЦП). Воспитатели должны знать содержание не только тех разделов, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
2. Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателя с основными приемами обучения, подбором наглядного материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности каждого ребенка. Открытые занятия воспитателей, на котором логопед проверяет правильность подбора и использования методов и приемов работы по закреплению речевых умений.
3. Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них.
4. Интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя (совместное проведение занятия как итог усвоения лексической темы)
5. Совместная подготовка к детским праздникам (логопед подбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
6. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда и воспитателей, направленные на развитие и коррекцию компонентов речи, а так же на развитие неречевых психических процессов, связанных с речью:
Функции логопеда:
1. Развитие фонетического компонента языковой системы:
a. Общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики, звукопроизношения;
b. Восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;
c. Просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации).
2. Формирование фонематических процессов:
a. Фонематического восприятия;
b. Фонематического анализа и синтеза;
c. Фонематических представлений.
3. Совершенствование состояния лексического компонента речи:
a. Активизация и развитие номинативного, предикативного и атрибутивного словаря ребенка;
b. Закрепление обобщающий понятий;
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи:
a. Процесс словоизменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
b. Синтаксической структуры предложения;
6. Совершенствование связной речи (диалогической и монологической).
7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты (уточняем артикуляцию звуков, даем им характеристику, соотносим звук с буквой и печатаем буквы).
8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
9. Предупреждение нарушений письма и речи.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференциация их со смешенными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении занятий в группе в течении недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей по текущей лексической теме во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течении всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, пересказ текстов, знакомство с художественной литературой и пр.).
5. Закрепление графомоторных навыков.
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Для достижения поставленных целей в логопедических группах разработан особый режим дня. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этими в распорядок дня дошкольников входит время для занятий воспитателей: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка и др. при этом логопед свободно может брать на свои занятия детей с любых занятий воспитателей.
В системе планирования и работы учителя-логопеда и воспитателя выбран принцип понедельного изучения лексических тем. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.
Работа воспитателей и работа логопеда по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приемам, продолжительности. И основным отличием является то, что логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатель под руководством логопеда закрепляет полученные положительные результаты, а также организует предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда (воспитатель проводит лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике).
Рекомендуется организовать в группе логопедический уголок. В этот уголке необходимо подобрать настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Так же логопед совместно с воспитателями оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей дошкольного возраста.